Анатолий Кузьмич Агапов

В собрании музея народного творчества хранятся работы замечательного самодеятельного автора Анатолия Кузьмича Агапова (1925-1991). Он родился в г. Кузнецке, получил техническое образование и всю жизнь проработал инженером. Увлечение творчеством началось с изготовления новогодних игрушек-самоделок из цветной бумаги, фольги, лоскутков ткани.
В дальнейшем мастер увлёкся изготовлением фигурок из папье-маше. Техника «папье-маше» (в переводе с французского — «пережеванная бумага»), пришедшая в Европу из Китая, широко применялась при изготовлении кукол во Франции. В ее основе лежит способ послойного наклеивания мелко нарезанной бумаги, вымоченной в клее, на «болван» — твёрдую (обычно гипсовую или деревянную) основу; готовый слепок аккуратно разрезается, половинки снимаются с «болвана» и вновь склеиваются. В подобной технике работали мастера-игрушечники многих европейских стран, в том числе и России. Поначалу А.К. Агапов брал в качестве основы для головы каждой фигурки пустую яичную скорлупу. В этой технике была создана серия «Клоуны», в которую, помимо абстрактных персонажей, входят своеобразные портреты знаменитых представителей этой профессии – Олега Попова, Карандаша, Чарли Чаплина.
Постепенно выработался навык скульптурной лепки, благодаря которому мастер смог создавать скульптуры целиком из папье-маше. В этот период творчества появились композиция «Семь гномов» и серия «портретов» персонажей поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Помещики-крепостники получились настолько достоверными, что можно говорить о портретном сходстве скульптурок с гоголевскими описаниями. «Дубинноголовая» Коробочка, бесшабашный враль и шулер Ноздрев, оскотинившийся кулак Собакевич, скряга Плюшкин и алчный бездушный Чичиков вошли в галерею лучших экспонатов Музея народного творчества.
Работы А.К. Агапова — образцы высочайшего мастерства талантливого человека, оставившего свой яркий след в народном искусстве Пензенского региона.
