• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

Ажурные пуховые платки в собрании Пензенского краеведческого музея

Ажурные пуховые платки в собрании Пензенского краеведческого музея

Пуховязальный промысел возник на пензенской земле в середине XIX века, он существует до сих пор. Белые и серые, по цвету козьего пуха, теплые вязаные платки и в XXI веке греют и украшают своих владелиц. Особенно нарядны белые ажурные платки — «паутинки», полностью покрытые орнаментом.

В Пензенском краеведческом музее хранятся и платки, и образцы узоров для них, специально изготовленные мастерицами Пензенской пуховязальной фабрики. Вязальщицы, работавшие на эту фабрику, жили в Пензе и в сёлах Пензенской области (платки из коллекции музея связаны жительницами с. Воскресеновки и г. Пензы).

Сельские жители держали пуховых коз, вычесывали их шерсть, отделяли пух от шерсти, расправляли спутанный пух руками (щипка пуха), прочесывали на редком гребне. Этот гребень состоит из трех соединенных вместе досок в виде треугольника; на его вершине стальные зубья – вклеенные и прочно перетянутые суровой ниткой иголки). После расчесывания получался полуразобранный пух; процесс продолжался на крупном гребне, из пуха свертывали «мочки», которые наматывались на веретено. Затем веретено вставлялось в кожаные ушки чигиря — ручной прялки («чигирь» – пензенское название этого устройства, обычно так называют водоподъёмное устройство в виде колеса).

Чигирь состоит из деревянного станка, а также большого колеса, составленного из двух тоненьких обручей, скрепленных сеткой. Колесо чигиря располагается на горизонтальной оси. По лунке чигиря ходит струна (витая нитка, тонкая веревка), она вращает веретено. Пушинки начинают обвиваться друг около друга, закручиваются и наматываются на цевку (шпульку).

Несколько (от двух) цевок надевали на вязальные спицы, которые вставлялись в особый станок – «тростилку», или «держалку». Они вращались на спицах, как на осях; конец нитей прикрепляли к веретену чигиря, пряха правой рукой приводила в движение колесо, а левой поддерживала нити, постепенно разматывая их с цевок. Благодаря вращательному движению веретена нитки свивались, «тростились». Так получали двойную, тройную или четверную пряжу – для платков разной толщины; для прочности ажурных платков пух спрядается с тонкой прочной нитью (хлопчатобумажной или другой). Также пряжа (до и после трощения) жарилась в печке (для уничтожения упругости, чтобы не петлилась при вязании) и перематывалась с помощью ручного мотовила в мотки.

Вяжут платок на двух спицах; некоторые традиционные узоры имеют свои названия. Раньше пряжа никогда не мылась, мыли только готовые платки в мыльном растворе; для сушки их натягивают на специальные деревянные рамы — пялы.

Пуховые платки всегда высоко ценились: в 1974 году Краеведческий музей покупал их у пуховязальной фабрики по 44 – 74 рубля.

Перед вами образцы некоторых узоров ажурных белых платков, созданных пензенскими мастерицами.

Текст — Ольга Дубравина.
Фото — Ольга Дубравина, Андрей Нугаев.

РВИО