• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Для заказа экскурсий и получения информации
  • Начать чат в Watsapp +7 927 377-01-51
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00 (касса до 16.30)
  • Выходной: Понедельник

Интересная деревянная ложка из фондов Пензенского краеведческого музея

Интересная деревянная ложка из фондов Пензенского краеведческого музея

«За нашим столом трапезуют богомольцы, больше простой народ, и даже нищая братия, и эта нищая братия ест из такой же миски и такой же ложкой, липовой, с благословляющей ручкой на черенке, как и отец настоятель…» — вспоминал в повести «Старый Валаам» писатель И.С. Шмелев.

В его же книге «Богомолье» упоминаются «ложки точеные, из кипариса, с благословляющей ручкой, с написанной на горбушке Лаврой» в лавке у ворот Троице – Сергиевой Лавры. Деревянная ложка с искусно вырезанной на конце красивого точеного черенка маленькой рукой, сложенной для православного крестного знамения (три пальца сложены вместе, два прижаты к ладони) хранится и в Пензенском краеведческом музее.

Деревянная ложка с искусно вырезанной на конце красивого точеного черенка маленькой рукой, сложенной для православного крестного знамения. Из фондов Пензенского краеведческого музея.

Подобные ложки использовались и продавались богомольцам не только в Сергиевой лавре и на Валааме – их изготавливали и в Соловецком монастыре, и в других местах. Бывали ложки «староверческие», на них вырезана ручка с двуперстным крестным знамением. У более дорогих ложек черенок не просто вырезался, а частично вытачивался на станке, черпак делался не круглым, как у простых деревянных ложек, а удлиненной «носаткой»; кроме дополнительной художественной резьбы, иногда они украшались и росписью. Делались ложки не только из липы, но и из ценных пород дерева – кипариса, самшита, кленовые ложки тоже стоили дороже обычных.

Зачем украшение в виде руки на ложке? Дело в том, что христиане всегда садятся за еду и встают из-за стола с молитвой. В прошлом каждый крещеный человек обязательно молился перед едой и накладывал на себя крестное знамение. В напоминание об этом, о благоговейном отношении к пище и вырезана «благословляющая ручка» (возможно, были и ложки с изображением руки, сложенной в священническом благословении). Наши предки, добывавшие хлеб своим тяжелым трудом, воспринимали его и как дар, благословение Божие.

Интересная деревянная ложка из фондов Пензенского краеведческого музея, изображение №2

«Я вслушиваюсь в шорох, в мерное, углубленное жеванье сотен людей, и приходит на мысль не думанное раньше: какое важное совершается! Я как бы постигаю глубокий смысл: «в поте лица твоего будешь есть хлеб твой». Впервые чувствую я, забывший проникновеннейшее моление: «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Смотрю на старичков-олончан, как благоговейно-радостно вкушают они этот хлеб насущный… не едят, а именно, вкушают, как дар чудесный… не услаждаются, а принимают молитвенно, чинно, в смирении… — и думаю: «как это хорошо! и это не простое, не обиходное, а священное что-то в этом, возносящее, освящающее человека!»» — писал Иван Сергеевич Шмелев о монастырской трапезной. Такой же настрой был и в благочестивых семьях.

Интересная деревянная ложка из фондов Пензенского краеведческого музея, изображение №3

Где была вырезана наша ложка, неизвестно, она поступила в музей в 1952 году. Наверняка была когда-то привезена паломником, посетившим один из знаменитых монастырей, для себя или в подарок близким. На ложке трещина. Видно, что ею долго пользовались, благоговейно вкушая свой «хлеб насущный».

Материал подготовила хранитель фондов Пензенского краеведческого музея Ольга Дубравина.

РВИО
Задать вопрос
1
Чем могу помочь?
Здравствуйте!
Чем могу помочь?