• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

Интересная находка передана в Пензенский краеведческий музей!

Интересная находка передана в Пензенский краеведческий музей!

Спутнов Анатолий Николаевич передал в дар музею литографский камень с оттисками. Интересный предмет был найден в 1990-х гг. во время раскопки фундамента дома между улицами Московской и Кирова. Все это время камень хранился в его семье, но интерес к находке не пропадал. Семье Анатолия Николаевича было интересно узнать историю этого камня, и для чего он использовался.

В Пензенский краеведческий музей Анатолий Николаевич пришел с внуком. Здесь они узнали, что камень этот не простой, а литографский. Литографский камень — отшлифованная пластина из плотного и однородного известняка, на которую с помощью жирного литографского карандаша или жирной литографской туши наносится исходное изображение для печати литографий.

Анатолий Николаевич Спутнов с внуком и зав. сектором учета Пензенского краеведческого музея Алиной Михайловной Ильичевой.

Время бытования литографского камня кон. XIX-нач.XX вв. Сразу же обращает на себя внимание его вес – он очень тяжелый, не смотря на свой небольшой размер – 16х13,5х4,7 см. Все это потому, что изготавливался он из лучших сортов камня, отличающихся плотностью сложения, мелкозернистостью в изломе и одноцветностью.

Литографский камень. Из фондов Пензенского краеведческого музея. Одна сторона покрыта очень тонкими оттисками с именами, предположительно пензенских купцов или дворян.

Такие камни были самые пригодные для тонких художественных работ. Камню делался вид четырехугольной плиты, а та его сторона, на которой предстояло литографировать, гладко шлифовалась песком с водой. Наш экземпляр имеет гладкую поверхность с обеих сторон. Одна сторона покрыта очень тонкими оттисками с именами, предположительно пензенских купцов или дворян, среди них есть такие имена: «Петр Степанович Попов»«Афанасий Львович Пастушков»«Анна Борисовна Когень», есть и княжеские фамилии: «Княгиня Ольга Львовна Друцкая-Сокольнинская»«Князь Арсений Дмитриевич Друцкой-Сокольнинской». Такие оттиски делались, скорее всего, для изготовления визитных карточек.

Литографский камень. Из фондов Пензенского краеведческого музея. Другая сторона камня — с изящными оттисками высших международных наград.

Другая сторона — с изящными оттисками высших международных наград. Такие оттиски помещались на этикетки различной продукции. На камне, например, есть такой оттиск: «Пыркинскаго № 57 Винокур.Завода Пензен. Губернiи Городищенскаго уъзда». Такие изящные и тонкие надписи подражающие исполнение пером, чертились на камне тонкими стальными перьями и химической тушью.

Для успешного черчения и рисования на камне требовался известный навык, но в особенности необходимо было соблюдать большую осторожность и опрятность при работе: не прикасаться к камню ничем жирным, не кашлять и не чихать над ним, даже не дышать на него — во избежание пятен, которые могли явиться потом на оттисках. Для изготовления оттисков (литографий) литографский камень закреплялся в литографском станке. Исходное изображение смывалось. Взамен валиком наносилась на увлажненный камень краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижималась к покрытому краской литографскому камню (прокатывалась). Таким образом, получался оттиск, на котором рисунок покрыт краской, а фон оставался белым.

Литографский камень. Из фондов Пензенского краеведческого музея.

Вот такой замечательный подарок сделал музею Спутнов Анатолий Николаевич. Коллектив Пензенского краеведческого музея выражает ему благодарность, а литографский камень займет достойное место в коллекции фондов музея.

Материал подготовила заведующая сектором учёта Пензенского краеведческого музея Алина Ильичева.

РВИО