• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

Когда мы любуемся на тончайшие ажурные платки из белоснежного пуха, нам даже в голову не приходит, сколько кропотливого труда стоит за каждым таким изделием, и вязание – лишь один из этапов этого пути

Когда мы любуемся на тончайшие ажурные платки из белоснежного пуха, нам даже в голову не приходит, сколько кропотливого труда стоит за каждым таким изделием, и вязание – лишь один из этапов этого пути

Изготовление платка начиналось с вычески пуха у козы. Для этого использовали специальную щётку – прямоугольную или квадратную дощечку, усаженную загнутыми зубцами из проволоки и прикреплённую к длинной ручке (владельцы длинношерстных кошек узнают в этом описании чесалку, которую регулярно используют на своих питомцах). Затем пуховые очёсы очищали от шерстинок и мусора; делалось это вручную, и работа была долгой и кропотливой.

Очищенный пух несколько раз тщательно промывали, причём не только водой, но и специальным щёлоком, сушили и вычёсывали до получения мягкой волокнистой кудели. Чтобы получить тонкую и прочную пуховую нить, эту кудель ссучивали с тонкими шёлковыми или хлопчатобумажными нитками с помощью веретена и специальной пухопрялки, которую ещё называли чигирь. Лишь после этого готовая пряжа поступала в руки вязальщиц. Но и связанный платок не мог считаться полностью готовым – его стирали и растягивали на специальной раме, благодаря которой вязаное полотно расправлялось, и ажурный узор представал во всей красе.

В экспозиции Музея народного творчества можно увидеть инструменты, которыми пользовались мастерицы пухового промысла – веретёна, гребни для вычёсывания кудели, спицы и настоящий чигирь, который, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор остаётся в рабочем состоянии.

РВИО