• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

Кольчато-пластинчатые доспехи на выставке «Воплощенная история. Перекресток цивилизаций»

Кольчато-пластинчатые доспехи на выставке «Воплощенная история. Перекресток цивилизаций»

Всегда, когда говорится о защитниках Руси, представляется образ могучего воина в кольчуге и остроконечном шлеме. Но защитное снаряжение менялось от века к веку, в зависимости от вооружения и способов ведения боя.

Вот и в XV‒XVI веках русский защитный доспех претерпел значительные изменения. Они связаны с широким распространением кольчато-пластинчатых доспехов, которые серьёзно потеснили кольчугу в качестве основного защитного вооружения. Важнейшим фактором, повлиявшим на трансформацию доспехов, стала ориентализация военного дела. Свою роль сыграла и насущная необходимость обеспечить эффективную защиту от стрельбы степных лучников — и в то же время сохранить подвижность гибкость сочленений доспеха.

Разновидности кольчато-пластинчатого доспеха

Кольчато-пластинчатые доспехи представляют собой разновидность корпусной защиты, состоящей из металлических пластин, соединённых друг с другом при помощи вставок из кольчужных звеньев. Такой доспех совмещал высокую прочность пластинчатого бронирования с гибкостью и подвижностью, которые могут обеспечить кольчужные сочленения. С равной степенью эффективности он спасал воина и от укола стрелы, и от удара сабли. Чтобы его пробить, приходилось использовать чекан, кончар или пику с гранёным наконечником. Часто корпусный доспех дополнялся кольчужной бармицейрукавами и подолом или же носился поверх мягкого тегиляя.

Первые конструкция кольчато-пластинчатого доспеха, по предположению М.В. Горелика, появилась в конце XIV века на Ближнем Востоке. Оттуда в следующем столетии она распространилась на Среднюю Азию, а затем через Золотую Орду — на территорию Московской Руси и Великого княжества Литовского. Траекторию этого заимствования можно проследить на примере названий, под которыми кольчато-пластинчатые доспехи упоминаются в документах. Все они имеют среднеазиатское, персидско-татарское происхождение.

Кольчато-пластинчатые доспехи на выставке «Воплощенная история. Перекресток цивилизаций», изображение №1

Существовало несколько видов кольчато-пластинчатых доспехов, различавшихся кроем, количеством и размером металлических пластин, способом их вплетения в кольчужное полотно. Чаще всего, к ним относятся бехтерцы, юшманы и калантари.

Происхождение термина «калантарь» остаётся неизвестным. Исследователи обычно также относят его к числу восточных заимствований из татарского или персидского языков. Согласно предположению О.В. Шиндлера, он может происходить из персидского калантар — «старейшина племени», «предводитель», «старшина».

Первое упоминание о калантаре встречается в Кирилло-Белозерском списке «Задонщины», датируемом 1470-ми годами: «Кони ржуть на Москве, бубны бьють на Коломне, трубы трубят в Серпухове, звенить слава по всей земли русськой, чюдно стязи стоять у Дону великого (…) светяться калантыри злачены»Иван Грозный носил калантарь во время Казанского похода 1552 года: «И стояше весь вооружен во златыя броня, в рекомый калантырь, и готов на подвиг».

Описание калантаря, сохранившееся в описи Оружейной палаты 1687 года, говорит о его сходстве с юшманом«Калантарь стальной, доски прорезныя, пряжи и наконечники и гвоздья железные золочены, застежки тесьма шелк зелен, червчат с золотом».

Кольчато-пластинчатые доспехи на выставке «Воплощенная история. Перекресток цивилизаций», изображение №2

Главное отличие между этими видами доспехов состоит в технике вплетения стальных пластин в кольчужное полотно. В бехтерцах и юшманах пластины находили одна на другую, образуя вертикальные ряды. В калантаре пластины вплетались в кольчужное полотно со всех четырёх сторон, имея вдоль каждого своего края отверстия для продевания колец.

Такой великолепный доспех, а также другие разновидности кольчато-пластинчатых доспехов вы сможете увидеть, посетив в музее И.Н.Ульянова выставку «Воплощенная история. Перекресток цивилизаций».

Материал подготовлен сотрудниками музея И.Н. Ульянова.

РВИО