• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

Лапти и русская свадьба (с. Канаевка Городищенского уезда)

Лапти и русская свадьба (с. Канаевка Городищенского уезда)

В некоторых случаях русские крестьяне надевали лапти не потому, что не имели кожаной обуви, а по обычаю. Например, в старинном пензенском селе Канаевка нарядные женские лапти были принадлежностью свадебного обряда.

В Пензенском краеведческом музее хранятся нарядные «писаные» женские лапти и шерстяные оборы к ним, закупленные в Канаевке в 1983 году. Эти лапти сплетены из узких полос кленового лыка, их головки украшены нарядным узким валиком – «рубечком», петли для обор сделаны только сзади.


Лапоть женский «писаный». с. Канаевка, Городищенский уезд Пензенской губернии. Пензенский краеведческий музей.

По канаевскому обычаю, в первый день свадьбы на невесте были кожаные коты – туфли, а во второй день она обязательно обувалась в лапти. Перед свадьбой в субботу девушки (невеста с подружками и родственницами) ходили в дом жениха за лаптями; там им давали писаные лапти с оборами (длинными черными шерстяными завязками). А в день свадьбы семейные родственники новобрачной несли эти же лапти обратно в дом родителей молодого, чтобы наутро невеста могла их надеть. На свадьбу и праздники обувь (и коты, и лапти) носили с белыми шерстяными чулками, голени ног очень плотно обматывали оборами. Во второй день свадьбы невеста меняла не только обувь, но и сарафан, запон, платок; в этот день гуляли только в кругу родственников, подруг не приглашали.


Головка «писаного» лаптя с «рубечком». с. Канаевка, Городищенский уезд Пензенской губернии. Пензенский краеведческий музей.

Конечно, в селе носили и повседневные лапти. Сплетены они были по мордовскому типу – косого плетения, с «кокурками» на головке (полосками лыка с подвернутыми уголками). С обеих сторон лаптя располагалось по две петли для проведения ремней – обор. По свидетельству местного жителя, в Канаевке женские и мужские лапти плели по- разному. Мужские, из пяти концов (лык), были более неуклюжие; женские плели из шести концов да еще с рисунком, они выглядели поаккуратнее.


Петли для обор на «писаных» лаптях. с. Канаевка, Городищенский уезд Пензенской губернии. Пензенский краеведческий музей.

Кроме свадебного, в Канаевке был и другой обычай, связанный с лаптями. Вечером в Прощеное воскресенье перед Великим постом молодожены шли в гости к теще – но не на блины, а дарить лапти. Зять вешал лапти, причем мужские, на палку или шест и нёс так, чтобы все видели, что он идет к тёще. Это считалось почетным – подарить теще лапти.


Обора для лаптей. с. Канаевка, Городищенский уезд Пензенской губернии. Пензенский краеведческий музей.

О канаевских свадебных обычаях и песнях рассказывается в книге «Село мое, село мое родное» А.А.Тарховой и Н.С.Малькова; книга есть в библиотеке Пензенского краеведческого музея.


А.А. Тархова, Н.С. Малькова «Село мое, село мое родное». Пенза, 2006.

Автор — О.В. Дубравина, хранитель музейных предметов

РВИО