• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

Образ Фёдоровской Божией Матери на пасхальном яйце пензенского мастера лаковой миниатюры С.М. Борисовой

Образ Фёдоровской Божией Матери на пасхальном яйце пензенского мастера лаковой миниатюры С.М. Борисовой

Май — радостный месяц расцвета природы, ассоциирующийся у многих с чувством влюблённости. Многие молодые пары стремятся вступить в брак именно в эту чудесную пору года. Но наши предки считали браки, заключённые в мае — несчастливыми (сказывалось созвучие названия месяца с глаголом «маяться» — страдать, мучаться). Существовала даже поговорка: «Рад бы жениться, да май не велит».

Однако даже в старину свадьбы в мае всё-таки играли — на этот месяц нередко приходился праздник Красная горка, завершавший свадебный сезон и считавшийся одним из самых благоприятных дней для вступления в брак. А чтобы уж совсем обезопасить себя от негативного влияния мая, молодым следовало обратиться за помощью и покровительством к Фёдоровской иконе Божией Матери.

Этот образ, по преданию созданный евангелистом Лукой, почитался на Руси чудотворным. Молва приписывала Фёдоровской Божией Матери способность помогать в семейных неурядицах, обеспечивать благополучную жизнь в браке, даровать лёгкие роды и многочисленное потомство. Эта икона была родовой святыней династии Романовых — по преданию, именно ею инокиня Марфа Романова благословила на царствование своего сына, Михаила Фёдоровича. В память об этом уже в 18-19 веке зарубежные принцессы — невесты русских цесаревичей и великих князей — при переходе в православие нередко получали отчество «Фёдоровна».

Образ Фёдоровской Божией Матери воспроизвела на одном из своих пасхальных яиц пензенский мастер лаковой миниатюры С.М. Борисова. Нежный и трогательный лик Богородицы, обнимающей прильнувшего к ней младенца Христа, написан по светло-кремовому фону в технике синего гризайля, напоминающего лучшие образцы эмалевой миниатюры 18 столетия; нимбы над головами Матери и Сына покрыты золотой краской.

Пожалуй, этот небольшой образ — одно из самых удачных изображений «тёплой заступницы мира холодного», созданных кистью замечательной пензенской мастерицы.

РВИО