• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Для заказа экскурсий и получения информации
  • Начать чат в Watsapp +7 927 377-01-51
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00 (касса до 16.30)
  • Выходной: Понедельник

Обзор велосипедов с завода им. Фрунзе

Обзор велосипедов с завода им. Фрунзе

У нас на обзоре один из первых велосипедов послевоенного выпуска, хранящийся в фондах Пензенского краеведческого музея — велосипед мужской дорожный ЗИФ, 1947 года выпуска. Номер рамы — 15 926.

Первые послевоенные велосипеды были выпущены 18 апреля 1946 года, и к концу 1946г выпуск составил 11 200 шт. веломашин. Назывались тогда они просто — ЗИФ, своего индекса у велосипеда тогда еще не было, он был присвоен велосипеду на рубеже 1950-1951 года. И чуть Позднее этот велосипед стал нам известен под индексом 1В, который выпускался в такой комплектации (седло и тормозной рычаг) до 1953 года. В дальнейшем эта модель притерпит некоторые изменения, но продолжит быть основной моделью и будет выпускаться аж до 1964 года.

Интересный факт: все узлы велосипеда вплоть до седла производились на заводе, в дальнейшем при увеличении выпуска велосипедов была внедрена внутриведомственная кооперация (т.е. между заводами отрасли), особенно заметно это по седлу. И Первые велосипеды выпускались без багажника.

Интересно и то, что у велосипеда отсутствует заводская марка (эмблема) на головной трубе, она появится лишь в 1948 году, и на следующий год видоизменится. Отсутствие заводской марки на велосипедах в первые два года подтверждают многочисленные фотографии тех лет, одна из них позаимствована из фотоальбома Игоря Шишкина — “Пенза. Листая старый альбом 1940-1960гг”. На этом фото парад велосипедистов, предположительно 1 мая 1946г.

Вот как описывается велосипед послевоенных лет в книге Вьюнова и Демидова «Пензенский велосипедный»: — старейший работник велопроизводства Федор Сергеевич Купцов рассказывает: что “… 20 апреля 1946 года покупатели получили первые Пензенские велосипеды послевоенного выпуска. Они были более совершенны, чем те, которые выпускал завод в предвоенные годы…”
К 1950 году был достигнут выпуск 250.000 веломашин в год, суточный выпуск составлял — 700 велосипедов.

Технические характеристики (аналогичные модели 1В):

Колесо — 710х40 (28″х1 8\4″)
Расстояние между центрами колес (база) — 1206 мм
длинна рамы по верхней трубе — 650 мм
Высота рамы — 560 мм
Число зубцов у кареточной шестерни (ведущая звезда) — 48
Число зубцов у шестерни заднего колеса (ведомая звезда) — 18
расстояние между центрами у шатунов — 175 мм
цепь велосипедная втулочно-роликовая с шагом — 12.7 мм
задняя втулка тормозная типа «торпедо»
Вес велосипеда без принадлежностей — 16.5 кг

В комплект принадлежностей и инструмента к велосипеду входит:
Багажник на заднее колесо с пружинной прижимной рамкой
Насос со шлангом и насосодержателями
Отражатель красного цвета (Рефлектор)
Звонок
Инструментальная сумка
Ключ универсальный, ключ ниппельный, ключ для конуса, отвертка, масленка, аптечка.

Годы производства: 1946 — 1950

Производитель — «Завод имени Фрунзе» г. Пенза

Фото: Андрей Нугаев.

РВИО
Задать вопрос
1
Чем могу помочь?
Здравствуйте!
Чем могу помочь?