• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

Одной из самых необычных и запоминающихся экспозиций Музея народного творчества является мемориальный кабинет последнего владельца особняка Степана Лаврентьевича Тюрина (1849-1911 гг.)

Одной из самых необычных и запоминающихся экспозиций Музея народного творчества является мемориальный кабинет последнего владельца особняка Степана Лаврентьевича Тюрина (1849-1911 гг.)

Купец-лесопромышленник, хозяин двух лесопильных заводов, Степан Лаврентьевич нажил своё состояние исключительно благодаря личным предпринимательским способностям.

По примеру многих своих современников, он активно занимался благотворительной деятельностью. Так, он был попечителем 5-го городского мужского училища (для детей недворянского сословия), оказывая этому учебному заведению значительную финансовую поддержку. 

Немало средств С.Л. Тюрин вложил в ремонт и украшение Мироносицкого и Богоявленского соборов, а также в постройку полковой церкви Мокшанского резервного батальона. Кроме того, он оказывал поддержку кустарным мастерским, в которых работали мастера народных промыслов. В 1900 году купец I-й гильдии С.Л. Тюрин был за свою благотворительную деятельность награждён орденом Св. Анны 3-й степени, а также удостоен звания «Почётный гражданин г. Пензы».

Городской особняк, ныне являющийся зданием Музея народного творчества, был приобретён С.Л. Тюриным в 1901 г. Здесь Степан Лаврентьевич жил до конца своих дней. В наши дни его портрет украшает стену посвящённого ему музейного зала, словно встречая посетителей музея.

Пензенская художница М.А. Заикина написала этот портрет в 1994 году по сохранившейся прижизненной фотографии владельца дома. На холсте запечатлён образ талантливого предпринимателя и общественного деятеля. Кто знает, быть может, живя в столице, этот человек мог бы прославиться не меньше, чем его знаменитые современники П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов и С.Т. Морозов. Однако С.Л. Тюрин, в полном соответствии с пословицей «Где родился, там и пригодился», видел свою цель в служении родному городу, оставшись провинциалом в лучшем смысле этого слова.

Неслучайно в его портрете отсутствуют какие-либо черты парадности. Светло-коричневый фон, простой тёмный сюртук, на котором нет даже орденского креста – перед нами обычный человек рубежа эпох, всего в жизни добившийся сам и по мере сил помогавший нуждающимся, как диктовала ему христианская заповедь любви к ближнему, почти забытая в наши дни.

РВИО