По мнению искусствоведов, истоки русской резной иконы следует искать в Византии – именно оттуда после принятия христианства привозили на Русь образки, вырезанные из поделочных камней, слоновой кости или редких пород древесины
![По мнению искусствоведов, истоки русской резной иконы следует искать в Византии – именно оттуда после принятия христианства привозили на Русь образки, вырезанные из поделочных камней, слоновой кости или редких пород древесины](https://km-penza.ru/wp-content/uploads/2021/05/1-3-225x300.jpg)
Учёные мужи, безусловно, правы, но нельзя не учитывать, что семя византийской традиции упало на благодатнейшую почву – в русских землях, в краю обширных вековых лесов, где каждый крестьянин владел искусством обработки дерева, ещё в дохристианскую эпоху процветало искусство художественной резьбы по дереву.
Особенно прочно церковная деревянная резьба прижилась в северорусских землях, богатых и лисами, и искуснейшими мастерами-древорезами. Прекрасные изделия средневековых мастеров – резные деревянные иконы, кресты, скульптуры святых — в наши дни украшают крупнейшие музеи нашей страны.
Страшный удар нанесла искусству резной церковной скульптуры реформа патриарха Никона. По новым канонам любые скульптурные изделия были приравнены к идолам и подлежали уничтожению. То, что создавалось на протяжении веков, было изрублено и сожжено за несколько десятилетий. Лишь малая часть ценнейшего художественного наследия сохранилась до наших дней.
Главным прибежищем русской культовой скульптуры стал Пермский край, где были сильны традиции не только старообрядчества, но и язычества. Местным жителям деревянные изваяния Христа, Богоматери и святых были ближе и понятнее, чем написанные на дереве дорогие привозные иконы.
Многие очевидцы свидетельствовали, что пермяки относились к этим статуям почти как к людям; именно это бережное отношение сохранило до наших дней множество замечательных образцов поздней христианской скульптуры, созданной пермскими резчиками.
![](http://km-penza.ru/wp-content/uploads/2021/05/1-3-768x1024.jpg)
Древнее же искусство создания резных икон получило своё второе рождение лишь в конце ХХ века, но уже успело увлечь многих самодеятельных мастеров. И нужно признать, что художественный уровень этих изделий не уступает лучшим образцам средневековой резьбы, а нередко и превосходит их.
В экспозиции Музея народного творчества представлена резная икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец», созданная известным пензенским резчиком Д.Г. Левцовым. Совершенство исполнения и нежная красота образа неизменно обращают на себя внимание посетителей музея.