• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

Принято считать, что кессоны – квадратные или прямоугольные углубления, украшающие потолки многих старинных зданий – обязаны своим возникновением выемкам между деревянными потолочными балками

Принято считать, что кессоны – квадратные или прямоугольные углубления, украшающие потолки многих старинных зданий – обязаны своим возникновением выемкам между деревянными потолочными балками

Здания с кессонированными перекрытиями известны в древнеегипетской архитектуре, а затем – в античном мире. Эпоха Возрождения с её интересом к культуре Древней Греции и Рима превратила кессонированные потолки в модный элемент декора дворцовых интерьеров.

Теперь кессоны украшали богатой гипсовой лепниной и росписями. Именно в таком виде кессонированные потолки получили широкое распространение по всей Европе в 16-17 веках, а в начале 18 века стали известны и в России как часть любимой императором Петром I голландской и немецкой архитектуры. Однако в дальнейшем, когда законодательницей мод для российского дворянства стала Франция с её причудливыми стилями барокко и рококо, а позже – строгим и не терпящим излишеств классицизмом, кессоны были по большей части «изгнаны» из дворцов знати и богатых дворянских усадеб – оформленный таким образом потолок казался слишком громоздким и мрачным. Только в середине 19 века, благодаря интересу императора Николая I к немецкой готике, кессонированные потолки и своды вновь обрели популярность.

В одном из залов музея народного творчества сохранился кессонированный потолок 2-й половины XIX века. Он состоит из шести квадратов, заполненных раскрашенной лепниной. Очевидно, такая отделка потолка была выполнена по заказу тогдашних владельцев усадьбы – Фердинанда и Отто фон Эйнемов. Потолок составляет единое стилистическое целое с украшающим комнату камином немецкой работы. Примечательно, что в советское время лепное убранство потолка почти не пострадало – единственным «ущербом» стало то, что его побелили. При реставрации зала в начале 1990-х годов под побелкой были обнаружены следы раскраски, что позволило восстановить полихромную роспись потолка во всём первозданном великолепии.

РВИО