Пропильная резьба по дереву – интереснейший вид пензенского народного искусства

Традиционная русская резьба по дереву чаще всего «глухая», без ажурного рисунка. Во многих уголках нашей страны трёхгранно-выемчатой или плоскорельефной резьбой украшали и фасады домов, и посуду, и всевозможные бытовые предметы.
А вот на Пензенской земле во второй половине XIX века развилось совершенно иное направление домовой резьбы – изготовление из дерева ажурных, словно кружевных архитектурных элементов. Это архитектурное новшество пришлось по душе не только пензякам: мастера-древорезы охотно уходили на заработки далеко за пределы родной губернии, строили и украшали дома для всех, кто мог себе такое строительство позволить.
Желающие находились всегда – зажиточные крестьяне, купцы, порой даже представители духовенства и дворяне. До сих пор многие города Поволжья украшают сохранившиеся образцы этого пензенского деревянного зодчества. А уж в советское время, благодаря популяризации народного искусства и усовершенствованию инструментов для резьбы по дереву, ажурные деревянные кружева украсили дома даже в тех городах, где пензенские резчики сроду не бывали.

В качестве декора для мелких бытовых предметов пропильная деревянная резьба долгое время оставалась городской «затеей», своего рода хобби для представителей интеллигенции (например, ею увлекался знаменитый драматург А.Н. Островский). О художественных достоинствах подобных изделий чаще всего говорить не приходится. Только в наше время, когда такие инструменты как лобзик, токарный станок и всевозможные резцы стали широко доступными, деревянное кружево в руках народных умельцев показало себя во всей красе.
И опять пензенские мастера достойно держат марку, искусно сочетая пропильный узор с плоскорельефной резьбой. Неудивительно (и, пожалуй, символично), что залы музея народного творчества – одной из жемчужин пензенской ажурной домовой резьбы – украшают и изделия наших талантливых земляков, превращающих дерево в изысканное кружево.