• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

Рубрика «Музейный экспонат»

Рубрика «Музейный экспонат»

Древнейшее упоминание деревянной посуды на Руси относится к 998 году: «Повесть временных лет» сообщает, что князь Владимир Святой повелел специально для больших пиршеств отлить ложки из серебра, так как приглашённые на пир княжеские дружинники посчитали зазорным для себя есть деревянными ложками.

Из этого летописного упоминания нетрудно понять, что деревянная посуда в Киевской Руси не только существовала, но и была всесословным предметом быта. Однако социальное расслоение общества неуклонно вытесняло её из княжеских и боярских теремов в дома простолюдинов – горожан и крестьян. И именно в крестьянской среде деревянная утварь не только прижилась прочнее всего, но и благополучно дожила до нашего времени.

Переломным моментом в истории деревянной посуды можно считать 1717 год, когда русский механик Андрей Константинович Нартов усовершенствовал применявшийся в то время для обработки дерева и кости токарный станок, фактически создав станок нового типа. Эта смелая инновация позволила значительно упростить процесс точения и заметно повысить качество изделий.

С середины 18 века в России начало развиваться кустарное производство точёных деревянных изделий, в первую очередь посуды. Гладкая поверхность изделия, выточенного на станке, особенно удобна для всевозможного декорирования, в первую очередь росписи. Именно развитие токарного дела сделало возможным появление замечательных расписных изделий Хохломы, Городца, Полхов-Майдана.

Современные мастера, как и их предшественники, охотно украшают точёные деревянные предметы, используя для этого разные техники. Именно такие изделия представлены в новой экспозиции в музее народного творчества. М.Е. и У.М. Седонцовы покрыли выполненный ими комплект посуды изысканным рисунком в технике выжигания. Тонкий растительный орнамент, ярко выделяющийся на золотистом фоне дерева, создаёт впечатление нарядности, праздничности, несмотря на свою монохромность. Компанию седонцовским изделиям составляет изящный ликёрный набор, изготовленный на пензенской фабрике игрушек.

Каждый его предмет обработан специальной краской, выявившей природный рисунок древесины, и украшен незамысловатой цветочной росписью, подчёркивающей простоту и ясность форм вещей.

РВИО