• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

Секрет мокшанской вышивки: то, что скрыто от глаз

Секрет мокшанской вышивки: то, что скрыто от глаз

На выставке «Мир пензенских сословий» в пензенском музее И.Н.Ульянова показан прекрасный мордовский (мокшанский) женский костюм из коллекции Пензенского краеведческого музея.

Тонкой вышивкой украшены и праздничные рубахи (их несколько), и головной убор панга. Лопасть панги, которая спускается на спину, покрыта геометрическим орнаментом тончайшей работы, вышитым на домотканом холсте по счету нитей шерстяными нитками (на второй фотографии – вид сзади головного убора, похожего на пангу, надетую на манекен в музее).

Как же могли мастерицы вышивать с такой необыкновенной точностью, не сбиваясь и не путаясь в многоцветных мелких линиях узора?

От моли, вредителя шерстяных ниток, один вред – но иногда не только вред. В музей однажды поступили фрагменты мордовского головного убора, заброшенного и хранившегося когда-то в деревне в плохих условиях. Вся вышивка была уничтожена молью, осталась только основа из холста и края, обшитые ситцем. При этом нам открылось то, что на хорошо сохранившихся уборах навсегда скрыто – нанесенные синькой перед вышиванием основные, самые крупные фигуры будущего орнамента!

Это ориентиры, равняясь на которые вышивальщица ровно и безошибочно выводила и остальные, более мелкие детали. Кстати, на мокшанских женских рубахах той же синькой наносились прямые линии параллельно боковым швам – направление для вышитых черной шерстью узорных полос. Эти синие контуры на рубахах часто оставались видны.

На фотографиях фрагменты вышитых мордовских мокшанских головных уборов из фондов Пензенского краеведческого музея. Узоры на них не повторялись в точности, но они похожи друг на друга.

Материал подготовила хранитель Пензенского краеведческого музея — Ольга Дубравина.

РВИО