• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

Соломенные куклы Екатерины Константиновны Медянцевой

Соломенные куклы Екатерины Константиновны Медянцевой

Мы привыкли называть их «уникальными произведениями народного искусства», «наиболее доступными игрушками для крестьянских детей», и практически никогда не вспоминаем о том, что большинство старинных видов народных игрушек (а соломенная кукла, безусловно, входит в их число) некогда имели обрядовое назначение, которое лишь со временем было забыто и вытеснено другим – игровым.

Несмотря на то, что Русь приняла христианство в X веке, пережитки языческих верований оказались на диво жизнестойкими, сохраняясь в отдельных районах до XX века. Неслучайно, говоря о духовной культуре русского народа, в первую очередь, крестьян, учёные нередко употребляют термин «двоеверие».

Языческие календарные обряды и христианские праздники накладывались друг на друга, сливались воедино и образовали совершенно уникальную систему ритуалов, призванных обеспечить благополучие и процветание крестьянского хозяйства. А поскольку благополучие крестьянина прямо зависело от урожая хлеба, то важнейшими были праздники весенне-летнего цикла. К ним приурочивались особые обряды, и главным действующим лицом многих из них была соломенная кукла. Её как олицетворение зимы сжигали в последний день Масленицы, «провожали», «изгоняли» или «хоронили» в начале лета, прощаясь с цветущей, но голодной весной (в этом случае кукла называлась «русалкой» или «Костромой»).

И, конечно же, не обходилось без неё окончание жатвы. Последнему снопу, сжатому на поле, придавали сходство с человеческой фигурой и торжественно несли его в овин. А из соломы, оставшейся после молотьбы, зимой мастерили фигурки женщин (именно женское начало было воплощением идеи плодородия – отсюда и именование земли «матушкой») и бережно хранили их до следующего года – на будущий урожай.

РВИО