• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Для заказа экскурсий и получения информации
  • Начать чат в Watsapp +7 927 377-01-51
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00 (касса до 16.30)
  • Выходной: Понедельник

Старинные женские головные уборы из села Канаевка в фондах Пензенского краеведческого музея. Часть вторая

Мы уже писали о традиционных русских головных уборах — старинных кокошниках из села Канаевка, поступивших в Пензенский краеведческий музей в 1924 году (https://vk.com/museumpenza?w=wall-48635857_7525).

Кроме этих головных уборов в нашей коллекции есть еще один кокошник из того же села.

М. Шибанов. «Крестьянский обед». 1774 г. Государственная Третьяковская галерея.

На известной картине М.Шибанова «Крестьянский обед» (1774 г.) в таком головном уборе изображена молодая женщина с младенцем на руках. Молодая мать одета наряднее всех в семье – на ней большой (а в тесной избе он кажется просто огромным) кокошник с жемчужной сеткой – поднизью на лбу. За спиной у нее длинная и очень дорогая шелковая фата, которую при выходе из дома накидывали поверх кокошника (на гравюре Жан-Батиса Лепренса показано, как могла выглядеть крестьянка, надевшая фату; в то время (XVIII в.) так же одевались и многие горожанки).

Жан-Батист Лепренс (1734-1781). Французский художник и гравёр, жил в России в 1758-1762 гг.

С возрастом женщины начинали носить более скромные кокошники (на картине такой у свекрови, которая подаёт на стол). Свекровь – хозяйка в доме, по своему положению в семье она главнее невестки, но молодая жена ее сына одета богаче.

Корнеев Емельян Михайлович (1782-1839)

Нарядно и богато одетая невеста, жена – гордость родителей, а затем мужа и его семьи, показатель их достатка, высокого статуса среди соседей и других семей своего круга. Первое время после свадьбы красивые и сложные, но не слишком удобные головные уборы (кокошники, кички, сороки) крестьянки могли носить постоянно, даже во время работы (что показано, например, на рисунке художника Емельяна Михайловича Корнеева (1782 – 1839 гг.).

М.Шибанов изобразил на своей картине крестьян Суздальской провинции, но такие же сцены можно было увидеть в разных русских сёлах центральной России, в том числе в Канаевке Городищенского уезда Пензенской губернии (часть жителей которой была выходцами из Звенигородского уезда (провинции) Московской губернии, оттуда могли и привезти традиционные кокошники).

Головные уборы из роскошной ткани стоили дорого, небогатые крестьянские семьи не могли себе позволить покупать и менять их часто – наш канаевский кокошник явно пережил много поколений владелиц, его передавали от матери к дочери, вероятно, более века. Тесьма из металлизированных нитей, которой отделан кокошник, потемнела, синяя ткань с тканым цветочным орнаментом частично выцвела и имеет утраты нитей орнамента; поднизь (или какое-то другое украшение лба) и шелковая фата не сохранились. И всё равно он остался красивым, выглядит величественно и богато.

Женский головной убор (кокошник). Пензенская губ., Городищенский у., с. Канаевка. ХVIII в.

Материал подготовил хранитель музейных предметов Пензенского краеведческого музея Ольга Дубравина.

РВИО
Задать вопрос
1
Чем могу помочь?
Здравствуйте!
Чем могу помочь?