• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

В музее народного творчества начала работать выставка «Ковёр – вышитый узор»

В музее народного творчества начала работать выставка «Ковёр – вышитый узор»

По замечательной русской народной сказке «Царевна-лягушка» можно легко составить представление об идеале русской женщины: она должна не только обладать красотой и мудростью, но и быть хорошей хозяйкой и рукодельницей.

Вспомним, как старый царь проверяет искусность своих невесток, приказывая сыновьям поднести ему по ковру. Старшие невестки отдают мужьям заморской работы ковры из своего приданого, а младшая в одну ночь вышивает золотом и шелками удивительной красоты ковёр, на котором изображено «всё царство-государство со стольным градом и малыми городами, с сёлами и деревнями, с лесами и полями, с птицами и зверями».

Неудивительно, что её работа превосходит купленные за золото ковры старших царевен. И обратите внимание: ковёр в сказке не выткан, а вышит, как были вышиты все узорные изделия русских мастериц.

В старину способов нанесения рисунка на ткань было всего два: тканьё узорного полотна и вышивание. Именно вышивание давало возможность создать на полотнище ткани сложную тонкую композицию. Поэтому интерьеры княжеских и царских теремов, боярских и купеческих хором украшали многочисленные вышитые завесы, скатерти, полавочники и, конечно же, ковры. Всё это создавалось руками хозяйки дома, её дочерей и невесток, а также служанок – «светличных девушек», приставленных к рукодельным работам (в отличие от «сенных девушек», прислуживавших своей госпоже). Вышивали в основном счётными (количество и размер стежков вычисляется по счёту нитей ткани), реже «лицевыми» (предшественники современной цветной глади) швами, использовали не только шёлк и шерсть, но и золотные нити, мелкий жемчуг, бусины из самоцветных камней. Созданные таким образом изделия были не только дорогими, но и имели немалую художественную ценность. Можно лишь пожалеть, что светское художественное шитьё допетровской Руси практически не сохранилось до нашего времени.

Однако старинная традиция вышитых ковров не ушла в прошлое, как это произошло с некоторыми видами народного искусства. Свидетельство тому – выставка «Ковёр – вышитый узор». Неизвестные вышивальщицы, бравшиеся за кропотливую и огромную по масштабам работу, вдохновлялись хорошо известными в СССР образцами тканых ворсовых ковров, в их изделиях нет неповторимой русской самобытности. Тем не менее, каждый из этих ковров без преувеличения уникален. Сколько труда было затрачено, чтобы с безукоризненной точностью перевести сложный рисунок на толстое, с трудом прокалываемое иглой полотнище! Как виртуозно подобраны цвета нитей! Как ровно выполнены стежки простым и болгарским крестом! А размеры ковров поражают воображение не только людей, далёких от искусства вышивки, но и опытных вышивальщиц, прекрасно знающих, как много времени и сил уходит подчас на выполнение даже сравнительно небольшого изделия – а на выставке нет ни одного ковра меньше метра в длину.

Хочется верить, что ковры, украсившие собой музей народного творчества – не последний отблеск дивного старинного искусства. Жизнь порой преподносит людям необыкновенные сюрпризы. Быть может, и сегодня где-нибудь на просторах нашей страны остались искусные мастерицы, по старой памяти расшивающие ковры многоцветными радостными узорами.

РВИО