19 ноября (8 ноября по старому стилю) исполняется 310 лет со дня рождения великого учёного-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765)
В жизни Василия Осиповича Ключевского Михаил Васильевич Ломоносов имел большое значение. Его книги были среди тех, которые будущий историк читал, будучи воспитанником Пензенской духовной семинарии. Книги Ломоносова не только входили в обязательную предметную программу семинарии — его исторические сочинения изучались Ключевским и в свободное от учёбы время.
Став преподавателем Московского университета, Василий Осипович начал читать лекции не только по истории России, но и, в том числе, по истории исторической науки. Не мог знаменитый историк обойти вниманием и Ломоносова.
Обращая внимание на труды Михаила Васильевича по другим научным дисциплинам, Ключевский отмечал, что он «со вниманием относился к современному гигиеническому и экономическому положению народа». Это было в известной степени близко воззрениям самого великого историка. Об исторических трудах Ломоносова Василий Осипович утверждал, что он, желая быть подобным римскому историку Титу Ливию, хотел открыть миру «древность и славу русского народа». И хотя «Древняя российская история», по мнению Ключевского, лишь смогла поддержать до времени Н.М. Карамзина «потребность в художественном изложении русской истории», «Краткий российский летописец» Ломоносова был «очень любопытным опытом краткого учебного руководства».
Благодаря своей структуре, включающей в себя историю происхождения русского народа и краткую таблицу о правлении русских государей, «Краткий российский летописец» стал распространённым школьным руководством во времена правления Екатерины II.
Художник Леонид Осипович Пастернак, автор одного из портретов Василия Осиповича Ключевского, вспоминал, что однажды решил посоветоваться с учёным по поводу создания галереи портретов великих русских людей. Планировалось, что Л.О. Пастернак должен был изобразить Петра Великого, А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. Василий Осипович, призадумавшись, добавил: «И Ломоносова бы надо…» Как заметил художник, по-особенному Ключевским было произнесено имя Ломоносова, с особой окраской в отношении к нему и «к крестьянскому народу, из которого оба вышли».