«Домик хорош, как игрушечка…»
В музее народного творчества начала работать выставка «Домик хорош, как игрушечка…». На ней представлены архитектурные макеты из музейного собрания.
Идея воспроизвести своё жилище в миниатюре была не чужда людям ещё в глубокой древности. Так, среди памятников энеолитической трипольской культуры – одной из первых земледельческих культур на территории нашей страны – часто встречаются керамические модели домиков. Очевидно, эти предметы имели какое-то ритуальное назначение. Позднее, в Древнем Египте, знатных вельмож в загробной жизни сопровождали макеты мастерских, где слуги изготавливают всё, потребное господину, и заполненных скотом коровников. Каждая фигурка в такой модели искусно вырезалась из дерева и раскрашивалась яркими красками. А древнекитайские аристократы норовили прихватить с собой в могилу даже свои дворцы – точнее, их великолепные макеты из глазурованной керамики. Древние народы, населявшие территорию современной Италии, нередко придавали урнам для праха умерших форму хижины под четырёхскатной кровлей – земного жилища италийских земледельцев и скотоводов. В средневековой Европе у королей и аристократов были популярны искусно изготовленные из серебра курильницы для благовоний, имевшие форму замков или гор, на которых красовались всевозможные постройки. Позже, в 19 веке, в моду вошли часы, повторяющие облик готических соборов, и деревянные шкатулки для рукоделия в форме домиков. До наших дней сохранилось немало подобных предметов искусства, их можно видеть и в крупнейших российских музеях.
На выставке «Домик хорош, как игрушечка…» представлены архитектурные модели советского времени. Почти все они сделаны руками двух пензенских мастеров – Ивана Степановича Баулина (1917-2004) и Николая Ефимовича Шумилина (1925-2019). И.С. Баулин, по профессии – агроном-садовод, мастерски воспроизводил в фанере и картоне пензенские церкви. Были им созданы и макеты зданий Кижского погоста – жемчужины русского деревянного зодчества. Н.Е. Шумилин свой трудовой путь начинал работником Куйбышевской железной дороги, затем многие годы работа в тресте «Жилстрой», уже на пенсии увлёкся архитектурным моделированием. С документальной точностью воспроизведены его руками здание вокзала «Пенза-1», снесённое в 1971 году, Спасский кафедральный собор, музей народного творчества. Интересна работа мастера Н.Е. Ермакова «Беличий домик»: сказочный теремок, раскрашенный яркими красками, на самом деле является шкатулкой, которую можно использовать для хранения различных мелочей или в качестве шкатулки для рукоделия. Такую же практическую функцию может выполнять и сплетённая из камыша модель южнорусской хаты. Этот замечательный предмет народного искусства был подарен музею экскурсантами из Тернополя в 1982 году.