• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

История первого экспоната в музее народного творчества: «С чего все начиналось»

История первого экспоната в музее народного творчества: «С чего все начиналось»

В фондовой коллекции музея народного творчества есть необычный экспонат, который рассказывает об основных местах бытования художественных промыслов и ремесел края.

Он представляет собой карту Пензенской области, нанесенную на стеклянную поверхность и размещенную на стене. На ней обозначены основные центры художественных промыслов и ремесел Пензенского края, выявленные на момент открытия Музея народного творчества — 1975 г.

Именно с этого экспоната начинались первые экскурсии о промыслах Сурского края.

Карта сурских промыслов
Карта сурских промыслов

Обширна география местных традиционных художественных промыслов, она включает: домовую резьбу села Русского Камешкира Камешкирского района, гончарный промысел села Абашево Спасского района, пуховязание села Оленевка Пензенского района, ковроткачество села Соломинка Башмаковского района, стекольный промысел г. Никольска и соломенную игрушку села Михайловка Лунинского района.

Русский Камешкир, по-праву, можно назвать центром домовой резьбы региона. В селе Русский Камешкир плотники возводили массивные бревенчатые срубы, обшивали их тесом и прибегали к разным украшениям частей избы – наличников, карнизов, фронтона, фриза, лобовых досок, ворот. Особенно богато украшались наличники. Начиная с XX века стали применять пропильную резьбу. Легкие ажурные узоры сквозной резьбы выпиливались от руки или по трафарету. Затейливый орнамент создавал впечатление дома, украшенного «кружевом». Таких домов немало сохранилось в селе Русский Камешкир.

Славилась земля Пензенская и мастерами гончарного ремесла. Ведущим центром производства глиняной игрушки-свистульки в конце XVIII века было с. Абашево Спасского района.

С давних пор в селе Оленевка местные крестьянки пряли пух и вязали из него кружевные платки. В начале XX века пуховязание было основным источником заработка женского населения в селах Пензенского уезда. Тончайший узор, своеобразие рисунка сочетались с необычной прочностью и легкостью пухового кружева. На рынках Поволжья пензенским платкам в своих достоинствах уступали даже оренбургские.

Не меньшим спросом пользовались изделия еще одного художественного промысла – ковроткачества. Зародилось оно в селе Соломинка Башмаковского района еще в конце XIX века у мастериц кустарной художественной мастерской, которые занимались производством кружева и вышивки. После октябрьской революции ковроткачество широкого распространения не получило. Только после Великой Отечественной войны в Соломинке появился новый, красочный ковер с оригинальным, самобытным цветочным рисунком, созданный местными художниками.

Славен своими мастерами стекольного промысла город Никольск. Секреты изготовления «поющего» хрусталя передаются из поколения в поколение. Изделия никольских мастеров давно является гордостью Пензенского региона.

Екатерина Константиновна Медянцева (1904 — 2000)
Екатерина Константиновна Медянцева (1904 — 2000)

Село Михайловка Лунинского района получило свою известность благодаря соломенной игрушке. Её возродила на Пензенской земле сельская учительница, заслуженный работник культуры РСФСР Екатерина Константиновна Медянцева. Кукла-стригушка из перекрученного пучка соломки была любимой игрушкой крестьянских детей. На протяжении двадцати лет, с середины 1960-х, создавалась российской рукодельницей, вошла в каталоги выставок под названием «медянцевской». В советский период самобытная игрушка единственной мастерицы была занесена в «Красную книгу ремесел».

И сегодня карта сурских промыслов в музее народного творчества, как и 45 лет назад, открывает посетителям экспозицию музея.

Материал подготовлен сотрудниками музея народного творчества.

РВИО