История первого экспоната в музее народного творчества: «С чего все начиналось»
В фондовой коллекции музея народного творчества есть необычный экспонат, который рассказывает об основных местах бытования художественных промыслов и ремесел края.
Он представляет собой карту Пензенской области, нанесенную на стеклянную поверхность и размещенную на стене. На ней обозначены основные центры художественных промыслов и ремесел Пензенского края, выявленные на момент открытия Музея народного творчества — 1975 г.
Именно с этого экспоната начинались первые экскурсии о промыслах Сурского края.
Обширна география местных традиционных художественных промыслов, она включает: домовую резьбу села Русского Камешкира Камешкирского района, гончарный промысел села Абашево Спасского района, пуховязание села Оленевка Пензенского района, ковроткачество села Соломинка Башмаковского района, стекольный промысел г. Никольска и соломенную игрушку села Михайловка Лунинского района.
Русский Камешкир, по-праву, можно назвать центром домовой резьбы региона. В селе Русский Камешкир плотники возводили массивные бревенчатые срубы, обшивали их тесом и прибегали к разным украшениям частей избы – наличников, карнизов, фронтона, фриза, лобовых досок, ворот. Особенно богато украшались наличники. Начиная с XX века стали применять пропильную резьбу. Легкие ажурные узоры сквозной резьбы выпиливались от руки или по трафарету. Затейливый орнамент создавал впечатление дома, украшенного «кружевом». Таких домов немало сохранилось в селе Русский Камешкир.
Славилась земля Пензенская и мастерами гончарного ремесла. Ведущим центром производства глиняной игрушки-свистульки в конце XVIII века было с. Абашево Спасского района.
С давних пор в селе Оленевка местные крестьянки пряли пух и вязали из него кружевные платки. В начале XX века пуховязание было основным источником заработка женского населения в селах Пензенского уезда. Тончайший узор, своеобразие рисунка сочетались с необычной прочностью и легкостью пухового кружева. На рынках Поволжья пензенским платкам в своих достоинствах уступали даже оренбургские.
Не меньшим спросом пользовались изделия еще одного художественного промысла – ковроткачества. Зародилось оно в селе Соломинка Башмаковского района еще в конце XIX века у мастериц кустарной художественной мастерской, которые занимались производством кружева и вышивки. После октябрьской революции ковроткачество широкого распространения не получило. Только после Великой Отечественной войны в Соломинке появился новый, красочный ковер с оригинальным, самобытным цветочным рисунком, созданный местными художниками.
Славен своими мастерами стекольного промысла город Никольск. Секреты изготовления «поющего» хрусталя передаются из поколения в поколение. Изделия никольских мастеров давно является гордостью Пензенского региона.
Село Михайловка Лунинского района получило свою известность благодаря соломенной игрушке. Её возродила на Пензенской земле сельская учительница, заслуженный работник культуры РСФСР Екатерина Константиновна Медянцева. Кукла-стригушка из перекрученного пучка соломки была любимой игрушкой крестьянских детей. На протяжении двадцати лет, с середины 1960-х, создавалась российской рукодельницей, вошла в каталоги выставок под названием «медянцевской». В советский период самобытная игрушка единственной мастерицы была занесена в «Красную книгу ремесел».
И сегодня карта сурских промыслов в музее народного творчества, как и 45 лет назад, открывает посетителям экспозицию музея.
Материал подготовлен сотрудниками музея народного творчества.