История первого экспоната в музее народного творчества: «С чего все начиналось»
![История первого экспоната в музее народного творчества: «С чего все начиналось»](https://km-penza.ru/wp-content/uploads/2021/05/IMG_20210512_110557-300x199.jpg)
В фондовой коллекции музея народного творчества есть необычный экспонат, который рассказывает об основных местах бытования художественных промыслов и ремесел края.
Он представляет собой карту Пензенской области, нанесенную на стеклянную поверхность и размещенную на стене. На ней обозначены основные центры художественных промыслов и ремесел Пензенского края, выявленные на момент открытия Музея народного творчества — 1975 г.
Именно с этого экспоната начинались первые экскурсии о промыслах Сурского края.
![Карта сурских промыслов](https://sun9-48.userapi.com/impg/dAnsU6a3zM1XXqFXfXCeyMRa96dQ_QJNP8ENUQ/4dkRNShDT4E.jpg?size=807x535&quality=96&sign=82cc302334df68a8386a6e29854cf356&type=album)
Обширна география местных традиционных художественных промыслов, она включает: домовую резьбу села Русского Камешкира Камешкирского района, гончарный промысел села Абашево Спасского района, пуховязание села Оленевка Пензенского района, ковроткачество села Соломинка Башмаковского района, стекольный промысел г. Никольска и соломенную игрушку села Михайловка Лунинского района.
Русский Камешкир, по-праву, можно назвать центром домовой резьбы региона. В селе Русский Камешкир плотники возводили массивные бревенчатые срубы, обшивали их тесом и прибегали к разным украшениям частей избы – наличников, карнизов, фронтона, фриза, лобовых досок, ворот. Особенно богато украшались наличники. Начиная с XX века стали применять пропильную резьбу. Легкие ажурные узоры сквозной резьбы выпиливались от руки или по трафарету. Затейливый орнамент создавал впечатление дома, украшенного «кружевом». Таких домов немало сохранилось в селе Русский Камешкир.
Славилась земля Пензенская и мастерами гончарного ремесла. Ведущим центром производства глиняной игрушки-свистульки в конце XVIII века было с. Абашево Спасского района.
С давних пор в селе Оленевка местные крестьянки пряли пух и вязали из него кружевные платки. В начале XX века пуховязание было основным источником заработка женского населения в селах Пензенского уезда. Тончайший узор, своеобразие рисунка сочетались с необычной прочностью и легкостью пухового кружева. На рынках Поволжья пензенским платкам в своих достоинствах уступали даже оренбургские.
Не меньшим спросом пользовались изделия еще одного художественного промысла – ковроткачества. Зародилось оно в селе Соломинка Башмаковского района еще в конце XIX века у мастериц кустарной художественной мастерской, которые занимались производством кружева и вышивки. После октябрьской революции ковроткачество широкого распространения не получило. Только после Великой Отечественной войны в Соломинке появился новый, красочный ковер с оригинальным, самобытным цветочным рисунком, созданный местными художниками.
Славен своими мастерами стекольного промысла город Никольск. Секреты изготовления «поющего» хрусталя передаются из поколения в поколение. Изделия никольских мастеров давно является гордостью Пензенского региона.
![Екатерина Константиновна Медянцева (1904 — 2000)](https://sun9-48.userapi.com/impg/cNkUTzCOnDU2P3lgmAe9QIy-T7ryndGmxD6FHA/_Cx1R16DKQY.jpg?size=584x600&quality=96&sign=dff1b4435e899b7dc49636febab30922&type=album)
Село Михайловка Лунинского района получило свою известность благодаря соломенной игрушке. Её возродила на Пензенской земле сельская учительница, заслуженный работник культуры РСФСР Екатерина Константиновна Медянцева. Кукла-стригушка из перекрученного пучка соломки была любимой игрушкой крестьянских детей. На протяжении двадцати лет, с середины 1960-х, создавалась российской рукодельницей, вошла в каталоги выставок под названием «медянцевской». В советский период самобытная игрушка единственной мастерицы была занесена в «Красную книгу ремесел».
И сегодня карта сурских промыслов в музее народного творчества, как и 45 лет назад, открывает посетителям экспозицию музея.
Материал подготовлен сотрудниками музея народного творчества.