Кессоны в интерьере музея
Принято считать, что кессоны – квадратные или прямоугольные углубления, украшающие потолки многих старинных зданий – обязаны своим возникновением выемкам между деревянными потолочными балками.
Здания с кессонированными перекрытиями известны в древнеегипетской архитектуре, а затем – в античном мире. Эпоха Возрождения с её интересом к культуре Древней Греции и Рима превратила кессонированные потолки в модный элемент декора дворцовых интерьеров. Теперь кессоны украшали богатой гипсовой лепниной и росписями. Именно в таком виде кессонированные потолки получили широкое распространение по всей Европе в XVI-XVII вв. а в начале XVIII века стали известны и в России как часть любимой императором Петром I голландской и немецкой архитектуры.
Однако в дальнейшем, когда законодательницей мод для российского дворянства стала Франция с её причудливыми стилями барокко и рококо, а позже – строгим и не терпящим излишеств классицизмом, кессоны были по большей части «изгнаны» из дворцов знати и богатых дворянских усадеб – оформленный таким образом потолок казался слишком громоздким и мрачным. Только в середине XIX века, благодаря интересу императора Николая I к немецкой готике, кессонированные потолки и своды вновь обрели популярность.
В одном из залов Музея народного творчества сохранился кессонированный потолок 2-й половины XIX века. Он состоит из шести квадратов, заполненных раскрашенной лепниной. Очевидно, такая отделка потолка была выполнена по заказу тогдашних владельцев усадьбы – Фердинанда и Отто фон Эйнемов. Потолок составляет единое стилистическое целое с украшающим комнату камином немецкой работы. Примечательно, что в советское время лепное убранство потолка не пострадало.