• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

Кресла, сплетённые вручную из ивового прута, в музее народного творчества

Кресла, сплетённые вручную из ивового прута, в музее народного творчества

Кресло – мягкое, с гобеленовой или тканевой обивкой, может быть уже не новое, но такое удобное и уютное – прочно ассоциируется в нашем сознании с комфортом и отдыхом после долгого рабочего дня. Мало кто знает, что этот «род стула с подлокотниками для опоры локтей» когда-то был одним из видов статусной мебели, доступной только ограниченному кругу людей.

Прообразы современных кресел появились у народов Древнего Востока. Пользоваться ими могли только правители и их приближённые. Именно в Древнем Египте возникла такая разновидность кресла как трон – один из символов царской власти. Впрочем, слово «трон» имеет греческое происхождение – в демократичной Древней Греции так называлось кресло, принадлежавшее хозяину дома. Оно было символом высокого статуса главы семьи, который в своём доме был для всех домочадцев «и царь, и бог». Любили кресла и древние римляне, придумавшие множество их разновидностей – впрочем, и у них эта мебель оставалась привилегией знати. Средневековые европейские кресла сильно отличались от римских: это были жёсткие и неудобные деревянные стулья с подлокотниками, на которые приходилось класть подушки – иначе сидеть на них было почти невозможно.

Появление кресел, подобных современным, было заслугой голландских мастеров, которые в XVI веке начали обивать их кожей. Эту тенденцию подхватили французские мебельщики, вскоре заменившие кожу на бархат и гобеленовую ткань, а позже придумавшие более удобную, как бы облегающую тело, спинку. Англичане же в XIX веке ввели моду на плетёные кресла, идеально вписывавшиеся в идиллический образ загородного дома.

В допетровской Руси кресло было атрибутом царей и представителей высшего духовенства, изредка – наиболее знатных бояр. Массовая мода на эту мебель появилась лишь при Петре I. Царь-реформатор предпочитал кресла голландского типа – с умеренно мягким сиденьем и жёсткой прямой спинкой. Его преемники отдавали предпочтение более удобным и нарядным креслам французского типа. К XIX веку креслами украсились дома не только дворян, но и купцов, и наиболее состоятельных мещан. А уж в XX веке советское мебельное производство превратило кресло в общедоступную мебель, для которой нашлось место буквально в каждом доме.

На протяжении веков кресло было не только мебелью, но и предметом искусства. Эта тенденция поддерживается и самодеятельными мастерами нашей эпохи.

В Музее народного творчества можно увидеть и кресла, сплетённые вручную из ивового прута, и прекрасные деревянные кресла-скульптуры. Эти творения народных умельцев – своего рода «потомки» царских тронов древности и «родные братья» кресел, создающих уют в наших квартирах.

РВИО