• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

«Мертвые души» Н.В. Гоголя 1900 года издания из фондов Пензенского краеведческого музея

«Мертвые души» Н.В. Гоголя 1900 года издания из фондов Пензенского краеведческого музея

Редкие книги из коллекции Пензенского краеведческого музея.
Гоголь Н. В. Похождения Чичикова, или Мертвые души / Издание А. Ф. Маркса. – Санкт-Петербург, 1900 г.

Гоголь Н. В. «Похождения Чичикова, или Мертвые души», 1900 г. Из фондов Пензенского краеведческого музея.

Издать «Мертвые души» таким образом, чтобы по своему оформлению получившаяся книга стала бы столь совершенной, что оказалась достойна великого творения Н. В. Гоголя, было давней и «излюбленной» мечтой петербургского издателя А. Ф. Маркса, для воплощения которой он был готов не жалеть «ни усилий, ни издержек, ни времени».

Маркс Адольф Федорович (1838-1904)
Маркс Адольф Федорович (1838-1904)

5 лет прошло, с тех пор, как Маркс приобрел права на сочинения прославленного автора, и вот, наконец, эта мечта сбылась. Работа над новым изданием велась сколь скрупулезно, столь же и медленно. Требовалось как можно более точно отобразить дух времени, в котором разворачивалось действие поэмы. В связи с чем, сперва, в самых разных уголках страны, в провинциальном захолустье разыскивались разнообразные мелочи, предметы быта, обстановки, которые можно было соотнести с «чичиковской» эпохой и атмосферой «Мертвых душ». Их тщательно проверяли, зарисовывали и фотографировали. Затем уже к работе над собранным материалом смог приступить коллектив иллюстраторов.

Гоголь Н. В. «Похождения Чичикова, или Мертвые души», 1900 г. Из фондов Пензенского краеведческого музея.
Гоголь Н. В. «Похождения Чичикова, или Мертвые души», 1900 г. Из фондов Пензенского краеведческого музея.

Стремясь избежать однообразия в художественном оформлении книги, А. Ф. Маркс не стал поручать работу над ней какому-либо одному мастеру. В команду иллюстраторов вошло двенадцать художников, руководил которыми П. П. Гнедич, автор трехтомной «Истории искусств с древнейших времен». Орнаментикой занимался Н. С. Самокиш; над пейзажными зарисовками трудились Н. Н. Бажин и Н. Н. Хохряковбытовые сцены изображали В. А. АндреевА. Ф. Афанасьев, В. И. Быстренин, М. М. Далькевич, Ф. С. Козачинский, И. К. Маньковский, Н. В. Пирогов, Е. П. Самокиш-Судковская. Различие авторских манер этих художников позволило достичь того, чего и хотел Маркс – разнообразия и полифонии изобразительного ряда. Не менее трети иллюстраций (а их в этом издании «Мертвых душ» 355) принадлежат кисти художника М. М. Далькевича. Исполненные черной акварелью или мягкой тушью они объемны, фотографичны и лишены карикатурности.

Иллюстрации из книги Гоголя Н. В. «Похождения Чичикова, или Мертвые души», 1900 г. Из фондов Пензенского краеведческого музея.
Иллюстрации из книги Гоголя Н. В. «Похождения Чичикова, или Мертвые души», 1900 г. Из фондов Пензенского краеведческого музея.

Далькевич Мечислав Михайлович (2 апреля 1861 г., с. Вишневчик Каменец-Подольской губернии — сентябрь — ноябрь 1941 г., Ленинград ) – график, живописец, художественный критик. Учился в ИАХ (1876–1882 гг.) у Б. П. Виллевальде, М. П. Клодта. Рисовал для иллюстрированных журналов: «Живописное обозрение» (1878 г.), «Нива» (1879–1880 гг.), «Стрекоза» (1885 г.), «Шут» (1886–1887 гг.), «Осколки» (1885, 1889–1890 гг.) и др. Один из организаторов и иллюстраторов журнала «Леший» (1906 г.). Иллюстрировал книги ряда петербургских издательств. Создал серию станковых литографий по мотивам романа «Анна Каренина» (1892 г.) и рассказа «Холстомер» (1890-е гг.) Л. Н. Толстого. Член и экспонент Общества художников им. А. И. Куинджи (1917–1931 гг.). Участвовал в выставках объединений: Общество русских акварелистов (1895), Товарищество художников (1922, 1923 гг.). Экспонировался на выставках: в память И. С. Тургенева (1909 г.), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919 г.) и т.д. С 1894 г. выступал как художественный критик; постоянный корреспондент в журналах «Артист» (с 1894 г.), «Нива» (с 1904 г.) и др.

Иллюстрации из книги Гоголя Н. В. «Похождения Чичикова, или Мертвые души», 1900 г. Из фондов Пензенского краеведческого музея.
Иллюстрации из книги Гоголя Н. В. «Похождения Чичикова, или Мертвые души», 1900 г. Из фондов Пензенского краеведческого музея.

Иллюстрированное издание «Мертвых душ» стало одним из первых образцов продукции новой типографии А. Ф. Маркса, открытой в 1901 г., – одного из самых мощных и технически оснащенных полиграфических предприятий страны. Некоторые рисунки (10 шт.) выполнены в технике гелиогравюрыдорогим и малораспространенным тогда способом. Для этой книги они были отдельно напечатаны в ВенеМетод гелиогравюры – это высококачественный способ малотиражной полиграфической печати, позволявший передать мельчайшие нюансы тоновых переходов.

Иллюстрации из книги Гоголя Н. В. «Похождения Чичикова, или Мертвые души», 1900 г. Из фондов Пензенского краеведческого музея.
Иллюстрации из книги Гоголя Н. В. «Похождения Чичикова, или Мертвые души», 1900 г. Из фондов Пензенского краеведческого музея.

Гелиогравюра (Heliogravure) – фотомеханический способ репродукции, при котором на фотографический отпечаток накатывается краска; этот способ напоминает технику гравюры на меди. Гелиогравюра и ведет свое происхождение от гравюры на меди, от которой она отличается лишь способом получения печатной формы. В гравюре на меди печатная форма гравируется механически или химически, но вручную. В гелиогравюре форма гравируется химически по слою, полученному фотографическим способом. Способ же печати и там, и там один и тот же: углубления в металлической доске заполняются тушью, поверхность доски протирают, а тушь, оставшаяся в выемках, отпечатывается на бумаге. Гелиогравюра была изобретена Карлом Клитчем, который в 1875 в Вене получил первые формы на основе древесной смолы, а в 1890-1895 гг. в Англии провел первые опыты на ткани.

РВИО