Музею нужен Детский центр

В рамках изучения запросов и потребностей посетителей ГБУК «Пензенский краеведческий музей» сотрудниками учреждения был произведен очередной опрос посетителей.
На этот раз в центре нашего внимания находились актуальные вопросы работы музея с детской аудиторией, а также проблемы, связанные с популяризацией краеведческих знаний в детской и подростковой среде.
Результаты проведенного опроса приведены ниже.
1. Дети в возрасте от 5 до 15 лет
А) Опрос, проведенный среди студентов 1-го курса Пензенского государственного университета, показал, что лишь 37% из них смогли вспомнить хотя бы 3 события региональной истории, 29% — указать не менее 3 исторических понятий, связанных с Пензенским краем.
Были опрошены 73 чел. в возрасте 18-19 лет
Назовите 3 известных Вам события из истории Пензенского края за любой период времени (открытый вопрос, один ответ, численность и % от всех опрошенных):
Ответили правильно – 27 чел. (37%)
Ответили неправильно (ошибочно) – 15 чел. (21%)
Не смогли ответить – 31 чел. (52%)

Назовите 3 известных Вам исторических понятия, связанных с историей Пензенского края (открытый вопрос, один ответ, численность и % от всех опрошенных):
Ответили правильно – 21 чел. (29%)
Ответили неправильно (ошибочно) – 8 чел. (11%)
Не смогли ответить – 44 чел. (60%)

Б) Опрос школьников – учащихся 7-8-х классов школ г. Пензы
Опрошено 39 чел. в возрасте 13-14 лет
Как Вы чаще всего проводите свободное от учебы время?
(количество и % от всех опрошенных, возможны несколько вариантов ответа)
Общаюсь с друзьями, близкими дома или в гостях – 18 чел. (47%)
Гуляю с друзьями (детьми) по городу, в парке – 13 чел. (33%)
Занимаюсь любимым делом (спорт, фото, музыка, рисование и т.д.) – 12 чел. (30%)
Хожу в музей – 1 чел. (3%)

Если у Вас появится несколько часов свободного время, Вы пойдете в музей?
Да – 6 чел. (15%)
Нет – 22 чел. (56%)
Не знаю – 11 чел. (29%)

Что нужно сделать музею, чтобы Вы туда пришли?
(количество и % от всех опрошенных, возможны несколько вариантов ответа)
Вместо экскурсий проводить игры, квесты – 32 чел. (82%)
Создать новые, более интересные экспозиции по истории Пензенского края – 25 чел. (65%)
Больше внимания уделять природе и животным – 21 чел. (54%)

В) Опрос педагогов школ г. Пензы
Опрошены 18 чел. из числа классных руководителей, преподавателей истории и обществознания.
Как Вы считаете, какое учреждение культуры способно стать наиболее эффективным партнером школы в рамках краеведческого образования?
Краеведческий музей – 17 чел. (95%)
Многофункциональный молодежный центр Пензенской области – 1 чел. (5%)

Какие музейные программы могли бы стать наиболее эффективными в рамках краеведческого образования?
(% от всех опрошенных, возможны несколько вариантов ответа)
Игры, квесты – 65%
Мастер-классы – 45%
Экскурсии – 33%
Лекции – 8%
Выводы
Таким образом, становится очевидно, что уровень краеведческого образования у пензенских выпускников крайне невысок. Главным инструментом повышения его качества может стать Пензенский краеведческий музей. Однако в настоящее время он малоинтересен школьникам. Необходима качественная модернизация его экспозиции, учитывающая запросы его главной целевой аудитории — детей, предусматривающая интерактивный формат знакомства с культурным наследием.
В этой связи ближайшей задачей для Пензенского краеведческого музея становится создание Детского музейного центра – выставочно-игрового пространства, позволяющего знакомить детей с историей Пензенского края через игру и решение занимательных творческих задач.
В ближайшее время инициативной группой сотрудников музея при поддержке краеведческой общественности будет составлена тематическая заявка для участия в грантовом конкурсе на выделение соответствующих средств.