Народные мотивы в женском рукоделии
Вышивка – неотъемлемый элемент народной культуры. Испокон веков вышитые орнаменты украшали одежду и бытовые текстильные изделия наших предков. Особенно интересна и многообразна вышивка народного костюма.
Узоры, вышитые на одежде мордовок, чувашек и русских женщин и девушек, могли многое поведать о своей владелице. Сейчас в это трудно поверить, но даже траурные одежды крестьянок украшались вышивкой, и по тому, как эта вышивка выполнена, можно было легко определить и степень родства женщины с умершим, и примерные сроки траура. А каким разнообразием вышитых узоров украшались свадебные наряды!
Рисунок такой вышивки включал великое множество древних, сохранившихся со времён язычества символов плодородия и знаков-оберегов, не утративших свою силу и значение вплоть до начала XX века.
Русское свадебное полотенце — рушник работы современных пензенских мастериц демонстрирует лишь малую часть этой древней символики. Но и на нём мы видим ромбы с точками внутри – знаки засеянного поля, иносказательно обозначавшие женское плодородие, ряды солярных розеток – стилизованных изображений солнца, дарующего свет, тепло, благополучие, защиту от сглаза и нечисти, и линии высоких зубчиков, вышитых красным – символическое изображение «живого огня», также имеющего обережную функцию.
В начале 20-го столетия активно шёл процесс трансформации традиционной народной культуры под влиянием культуры городской. С особенной силой этот процесс был выражен именно в народной одежде и вышивке.
Крестьянки в подражание городским щеголихам всё чаще отказывались от традиционного национального костюма в пользу костюмов — «парочек» и платьев «на городской фасон», в крестьянский быт активно проникали цветные и орнаментальные ситцы, аляповатые узоры и яркая расцветка которых успешно конкурировали с подлинно народным вышитым декором женского наряда. Да и сам характер вышивки значительно изменился: всё чаще древние узоры, сложные в исполнении, полные сакрального смысла и неповторимые по своей красоте и гармонии, заменялись простыми растительными мотивами. Именно такую картину являют чувашское и мордовское полотенца.
Чувашское полотенце украшено широкой полосой из вьющихся зелёных листьев и красных роз и узкой полоской мелких красных цветочков на зелёных стебельках. Необходимо отметить, что зелёный цвет, несмотря на его символическую связь с весной и возрождением природы, в пензенской народной вышивке употреблялся очень редко, и никогда – в большом количестве.
Вышивка мордовского полотенца более традиционна в плане цветовой гаммы, но и здесь народный орнамент заменён полосами причудливо вьющихся цветов и рядами вишнёвых ягод на стебельках.
Любуясь узорами на представленных полотенцах, можно долго восхищаться мастерством безымянных вышивальщиц, умевших даже без предварительного образца, по памяти, воспроизвести на полотне бесконечное многообразие вышитых орнаментов.
Материал подготовлен сотрудниками музея народного творчества.