Наследники творчества Тимофея Зоткина
![Наследники творчества Тимофея Зоткина](https://km-penza.ru/wp-content/uploads/2021/05/IMG_20210512_110826-300x175.jpg)
Абашевская игрушка — самобытный русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде Пензенской губернии (ныне Спасский район Пензенской области) во второй половине ХVIII века.
Первое упоминание абашевского керамического промысла в документах относится к 1860-м годам, причём в то время этим промыслом занималось занято более половины населения с. Абашево. Ремесло гончара-игрушечника передавалось из поколения в поколение, благодаря чему сформировались целые династии мастеров. Их изделия хранятся в крупнейших музеях Российской Федерации, а также в частных коллекциях.
В 1919-1920-х годах в Спасске гостил известный артист театра и кино, коллекционер крестьянской игрушки Н.М. Церетелли. Он познакомился с Ларионом Фроловичем Зоткиным, оригинальным абашевским мастером-игрушечником, и написал о нем в своей книге «Русская крестьянская игрушка», изданной в 1933 году. Автор отметил неуемную фантазию мастера, лепивших декоративных животных и птиц с чувством любви и радости.
![Наследники творчества Тимофея Зоткина, изображение №1](https://sun9-6.userapi.com/impg/3DZj1z6Ib_XkTnZRksZqeczAKNCL1hlukoZ_aA/yDRxlrwzWjM.jpg?size=807x471&quality=96&sign=85cbdef7c11b13a0c9cb8d98f662db47&type=album)
Поскольку абашевская керамика исторически была мужским промыслом, по ней очень сильно ударили события 1940-х годов: в Великую Отечественную войну большинство взрослых мужчин села ушли на фронт, и вернуться посчастливилось не всем. Тем же, кто пережил военное лихолетье, было не до искусства – нужно было восстанавливать пришедшее в упадок хозяйство.
![Тимофей Никитич Зоткин (1930 — 1988)](https://sun9-74.userapi.com/impg/-b6gMbWM5g1bnOWRndUjcartik3bt0S9VSfPCQ/jaTXPUTTGYQ.jpg?size=604x510&quality=96&sign=038b0bf1b9bc0df874a061e801fbec7b&type=album)
Промысел начал угасать. Его возрождение связано с именем Тимофея Никитича Зоткина, представителя одной из старейших творческих династий села. Приобщившись к семейному искусству ещё в детстве, в 1960-е годы он начал активно заниматься изготовлением абашевской игрушки, собрав воедино и творчески развив все специфические и лучшие черты этого самобытного промысла. Изделия мастера отличаются высочайшим художественным уровнем, полны неистощимой фантазии и мягкого юмора. Т.Н. Зоткин создал новое направление в абашевской керамике – декоративную скульптуру малых форм. Его работы были отмечены дипломами персональных выставок в Пензе, наградой выставки Московской Олимпиады 1980 года, приобретены художественным фондом страны.
Абашевская игрушка — это всегда игрушка-свистулька (в самом селе их называли «дудками»). Основными образами абашевской игрушки являются животные – коровы, козы, бараны, собаки со щенками, птицы, олени. Изображения людей представлены барынями в платьях по моде конца XIX века и военными всадниками в форме образца 1812 года. Уникальным, ни в одном другом промысле не встречающимся персонажем абашевской игрушки, является олень с рогами — «ёлочкой». Ещё одна особенность абашевской игрушки — роспись: изделия раскрашивают «вглухую» (целиком всю фигурку) масляной краской. Традиционные цвета – красный, синий и зелёный с оттенками; современные мастера добавили к этой палитре оранжевую краску. Как правило, вся фигурка выкрашена в один цвет, только у барынь отдельные части наряда могут отличаться цветом или оттенками. Отдельные детали фигурок подкрашивают бронзовой краской, имитирующей позолоту (реже используют серебряную краску).
![Наследники творчества Тимофея Зоткина, изображение №3](https://sun9-48.userapi.com/impg/3FbwUc_X-dMbSupz_5jvs4x_kTsUuBHgX5-fQQ/6NKz9WT1BLA.jpg?size=771x807&quality=96&sign=4ecf70064547032dd82ac6d7db8a11c6&type=album)
Сейчас в селе Абашево работают керамисты В.А. Ворожейкин, Е.И. Аникеева и её брата П.И. Краюшкин, И.И. Кукушкин, М.А. Липаткин, В.И. Бегаев. Как и Т.Н. Зоткин, они, опираясь на сложившиеся веками традиции промысла, не боятся придумывать и создавать новое. Источником вдохновения для мастеров становятся то обломки старинных игрушек (земля в селе буквально «напичкана» и фрагментами керамики, целыми изделиями, простая весенняя вскопка огорода может обернуться археологическим открытием), то собственная фантазия.
![Наследники творчества Тимофея Зоткина, изображение №4](https://sun9-71.userapi.com/impg/yvYXmWkGCP16JZ5ie0sP8RDt3-Zke27-W9tO3A/BX0ZtEsf64c.jpg?size=861x1080&quality=96&sign=45d1ddd94d849b4ee0afb47eb267df6f&type=album)
Их стараниями в галерею образов абашевской игрушки вернулись горделивые кони, забавные «львы», всадники в треуголках петровского времени и в островерхих стрелецких шапках, козлики с загнутыми, словно у барана, концами рогов. Особенно же отрадно видеть, что секреты мастерства у них перенимают абашевские школьники – правнуки и праправнуки старых гончаров-«дудошников». Это означает, что и у наших современных керамистов растёт смена – молодые мастера, которым предстоит развивать абашевский гончарный промысел в ХХI веке.
Материал подготовлен сотрудниками музея народного творчества.