• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

Наследники творчества Тимофея Зоткина

Наследники творчества Тимофея Зоткина

Абашевская игрушка — самобытный русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде Пензенской губернии (ныне Спасский район Пензенской области) во второй половине ХVIII века. 

Первое упоминание абашевского керамического промысла в документах относится к 1860-м годам, причём в то время этим промыслом занималось занято более половины населения с. Абашево. Ремесло гончара-игрушечника передавалось из поколения в поколение, благодаря чему сформировались целые династии мастеров. Их изделия хранятся в крупнейших музеях Российской Федерации, а также в частных коллекциях.

В 1919-1920-х годах в Спасске гостил известный артист театра и кино, коллекционер крестьянской игрушки Н.М. Церетелли. Он познакомился с Ларионом Фроловичем Зоткиным, оригинальным абашевским мастером-игрушечником, и написал о нем в своей книге «Русская крестьянская игрушка», изданной в 1933 году. Автор отметил неуемную фантазию мастера, лепивших декоративных животных и птиц с чувством любви и радости.

Наследники творчества Тимофея Зоткина, изображение №1

Поскольку абашевская керамика исторически была мужским промыслом, по ней очень сильно ударили события 1940-х годов: в Великую Отечественную войну большинство взрослых мужчин села ушли на фронт, и вернуться посчастливилось не всем. Тем же, кто пережил военное лихолетье, было не до искусства – нужно было восстанавливать пришедшее в упадок хозяйство.

Тимофей Никитич Зоткин (1930 — 1988)
Тимофей Никитич Зоткин (1930 — 1988)

Промысел начал угасать. Его возрождение связано с именем Тимофея Никитича Зоткина, представителя одной из старейших творческих династий села. Приобщившись к семейному искусству ещё в детстве, в 1960-е годы он начал активно заниматься изготовлением абашевской игрушки, собрав воедино и творчески развив все специфические и лучшие черты этого самобытного промысла. Изделия мастера отличаются высочайшим художественным уровнем, полны неистощимой фантазии и мягкого юмора. Т.Н. Зоткин создал новое направление в абашевской керамике – декоративную скульптуру малых форм. Его работы были отмечены дипломами персональных выставок в Пензе, наградой выставки Московской Олимпиады 1980 года, приобретены художественным фондом страны.

Абашевская игрушка — это всегда игрушка-свистулька (в самом селе их называли «дудками»). Основными образами абашевской игрушки являются животные – коровы, козы, бараны, собаки со щенками, птицы, олени. Изображения людей представлены барынями в платьях по моде конца XIX века и военными всадниками в форме образца 1812 года. Уникальным, ни в одном другом промысле не встречающимся персонажем абашевской игрушки, является олень с рогами — «ёлочкой». Ещё одна особенность абашевской игрушки — роспись: изделия раскрашивают «вглухую» (целиком всю фигурку) масляной краской. Традиционные цвета – красный, синий и зелёный с оттенками; современные мастера добавили к этой палитре оранжевую краску. Как правило, вся фигурка выкрашена в один цвет, только у барынь отдельные части наряда могут отличаться цветом или оттенками. Отдельные детали фигурок подкрашивают бронзовой краской, имитирующей позолоту (реже используют серебряную краску).

Наследники творчества Тимофея Зоткина, изображение №3

Сейчас в селе Абашево работают керамисты В.А. Ворожейкин, Е.И. Аникеева и её брата П.И. Краюшкин, И.И. Кукушкин, М.А. Липаткин, В.И. Бегаев. Как и Т.Н. Зоткин, они, опираясь на сложившиеся веками традиции промысла, не боятся придумывать и создавать новое. Источником вдохновения для мастеров становятся то обломки старинных игрушек (земля в селе буквально «напичкана» и фрагментами керамики, целыми изделиями, простая весенняя вскопка огорода может обернуться археологическим открытием), то собственная фантазия.

Наследники творчества Тимофея Зоткина, изображение №4

Их стараниями в галерею образов абашевской игрушки вернулись горделивые кони, забавные «львы», всадники в треуголках петровского времени и в островерхих стрелецких шапках, козлики с загнутыми, словно у барана, концами рогов. Особенно же отрадно видеть, что секреты мастерства у них перенимают абашевские школьники – правнуки и праправнуки старых гончаров-«дудошников». Это означает, что и у наших современных керамистов растёт смена – молодые мастера, которым предстоит развивать абашевский гончарный промысел в ХХI веке.

Материал подготовлен сотрудниками музея народного творчества.

РВИО