• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

Образец русской тамбурной вышивки в фондах Пензенского краеведческого музея

Образец русской тамбурной вышивки в фондах Пензенского краеведческого музея

В 1957 году краевед из Саратова А. Наумов подарил Пензенскому краеведческому музею образец вышивки тамбурным швом (возможно, конец полотенца) и черно–белую фотографию этого предмета.

Вышивка сделана в селе Поим Чембарского уезда Пензенской губернии; красными и черными нитками вышиты фигурки людей и животных.

Даритель видел этот сюжет так: сцена «из крепостной жизни села… в саду помещичью дочку — богатую невесту, «смотрят» женихи. Мать и тетка наблюдают из-за деревьев. Девица в волнении от признаний в любви и прижимает руку к сердцу: «Ах!». «Сюжет необычный — сватовство к помещичьей дочке двух кавалеров. Она держит руку у сердца, по бокам тётушки и четыре собачки (тоже меткая помещичья деталь)».

Нужно заметить, что стилизованных собачек с закрученными спиралью хвостами вышито только две, а другие животные – лошадь и коза. Вызывает сомнение и то, что центральные фигурки изображают сватающихся дворян – мужчины с посохами в руках явно одеты в крестьянские рубахи с поясками. Нарядная женщина с корзиночкой в руке волнуется от признаний в любви или просто сильно испугалась? Она действительно дочка помещика или просто богато одета? Как бы то ни было, вышивка действительно интересная, тонкой работы – и лицо, и изнанка очень аккуратно выполнены. Жаль, что нитки сильно выцвели, особенно черные, и местами повреждены.

По словам Наумова, в Поиме в крепостное время процветала всякого рода вышивка. Вышивали преимущественно геометрические узоры и цветы, фигуры встречались редко; об этой вышивке с необычным сюжетом «запрашивало Тенишевское училище». Наверняка имелось в виду не Тенишевское коммерческое училище в Петербурге, основанное князем В.Н. Тенишевым, а деятельность жены князя – Марии Клавдиевны Тенишевой, которая коллекционировала образцы русского прикладного искусства и в 1911 году подарила городу Смоленску музей «Русская старина».

А первая жена Тенишева, Анна Дмитриевна, открыла ремесленные мастерские в своем имении в Мценском уезде и школу кружевниц в Мценске – вероятно, и это учебное заведение Наумов мог назвать «тенишевским училищем». В любом случае, Тенишевым этот образец народного творчества так и не достался; сохраненный неравнодушным человеком, он пережил революции и войны ХХ века и был передан в государственный музей (иначе неброский кусочек ткани не сохранился бы до нашего времени).

Материал подготовлен хранителем музейных предметов О.В. Дубравиной.

РВИО