Один из залов Музея народного творчества украшает необычный экспонат – массивный овальный поднос, целиком вырезанный из дерева
На нём в технике красочной городецкой росписи изображено здание музея в окружении нарядного цветущего парка. Автор подноса, Сергей Петрович Ткачёв из Шемышейки, оригинально совместил в своём изделии две традиции народного искусства.
В быту допетровской Руси подносов в современном понимании не существовало – кушанья к столу выносили на больших блюдах и разрезали или раскладывали в присутствии гостей. На плоском блюде (чаще всего круглом) подносили почётный кубок знатному гостю. Эта традиция сохранялась в памяти народа и после того, как петровские реформы коренным образом изменили жизненный уклад дворян и горожан.
Неслучайно в зачине «Песни про купца Калашникова» боярыня, одаривая гусляров, подносит им вышитое полотенце «на блюде серебряном». Поэтому с XVIII века, когда вошли (точнее, были в приказном порядке введены) в моду традиции европейского застолья с чайными и кофейными сервизами, непременной частью которых был металлический или фарфоровый поднос, а угощение начало большей частью подаваться на отдельных тарелках, порционно для каждого участника трапезы, возник совершенно новый тип утвари – подносное блюдо. Оно использовалось не в повседневном гражданском быту, служило для торжественного подношения хлеба-соли в особенных случаях, например, при встрече молодых после венчания, а порой в ситуациях, затрагивавших жизнь всего города, уезда или губернии – приезд нового губернатора, какого-нибудь важного столичного начальника, а то и самого императора или цесаревича. Блюдо вместе с караваем и солонкой становилось подарком, поэтому его нередко изготавливали на заказ и богато украшали.
В музеях нашей страны хранится немало металлических подносных блюд с чеканкой, золочением и эмалями. Для частных торжеств блюда были заметно скромнее – из нарядно расписанного фарфора или фаянса у горожан, деревянные с резьбой или росписью у крестьян.
Поднос из экспозиции Музея народного творчества органично соединяет в себе традиционную овальную форму собственно подноса с материалом и росписью подносного блюда, являясь не только произведением искусства, но и наглядным примером сохранения и адаптации традиций народной культуры к различным веяниям моды.