Работа Р.Ф. Кочурина – «Иван-царевич на Сером Волке»
Скульптура Романа Фёдоровича Кочурина в основном анималистическая – героями его произведений являются звери и птицы, одни из которых были известны мастеру только по фотографиям, а другие населяли леса в окрестностях его родного села Ночка.
Но представление о творчестве самобытного пензенского скульптора не будет полным без его удивительных «сказочных» работ. В причудливых кусках дерева мастер умел видеть не только образы животных, но и целые сюжеты из русских сказок, хорошо известных каждому. Благодаря этому, появились изваянные в дереве пушкинское Лукоморье с его обитателями, богатырь, сражающийся со Змеем Горынычем.
К числу «сказочных» скульптур относится и одна из поздних работ Р.Ф. Кочурина – «Иван-царевич на Сером Волке». Источником вдохновения для скульптора послужила одноимённая картина другого великого мастера-«сказочника» — В.М. Васнецова, но один и тот же сюжет в исполнении двух творцов получил совершенно разное звучание.
Васнецовскую картину можно назвать драматичной: гнетущее впечатление оставляет мрачная лесная чащоба, через которую мчится волк с двумя седоками, царевич тревожно озирается по сторонам, опасаясь погони, фигура Елены Прекрасной – воплощение обречённой покорности судьбе… Это не совместное бегство влюблённых, это похититель и пленница. Р.Ф. Кочурин, на первый взгляд, во всём следовал живописному оригиналу (даже одежда героев воспроизведена с безукоризненной точностью), но настроение в его работе совершенно иное: царевна доверчиво прильнула к груди своего спутника, и царевич не удерживает её жёстким властным жестом, как у В.М. Васнецова, а обнимает.
Блестящая передача человеческих чувств придаёт скульптуре необыкновенную живость, наполняет её теплотой. Именно такое тёплое и радостное чувство и должны оставлять в душе зрителя произведения по мотивам сказок.