Рубель и чугунный утюг в экспозиции музея народного творчества
Утюг был изобретён давно. Уже в эпоху Античности для разглаживания одежды использовались слегка обработанные нагретые булыжники.
Среднеазиатский лингвист Махмуд аль-Кашгари, живший в Ⅺ веке, в своём труде «Собрание тюркских языков» писал: «Утюк — железо в форме лопатки, которое накаливают и используют для прогревания ворса одежды и её разглаживания». Смысл древнетюркского словосочетания «утюк» складывается из двух значений: «ут» — огонь, «юк» — положить. Действительно, ещё в XIX веке утюги нагревались на газу или в печи.
В России утюги появились в начале XVII века. Существует легенда, что один из первых утюгов был доставлен в Москву в составе приданого Марины Мнишек – невесты Лжедмитрия I. Несмотря на остро негативное отношение к полякам, европейская диковина прижилась в быту русской аристократии.
Необходимость периодически ставить утюг на печь или жаровню для нагрева делала глажение долгим и суетливым процессом. И к середине XVIII века появился утюг с горящими углями внутри. Он был выше и массивнее ранних утюгов, но, в отличие от них, не отливался из чугуна целиком, а был составным и пустотелым. Основная часть такого утюга представляет собой чугунный ящичек с отверстиями в стенках. Сверху к нему прилажена на шарнире крышка с ручкой и простым запирающим механизмом. Отомкнув задвижку, крышку сдвигали в сторону и наполняли утюг горячими угольями, взятыми из печи. Теперь оставалось только подождать минуту-другую, чтобы подошва утюга прогрелась, и можно гладить. Чтобы в процессе глажения утюг не остывал, угли время от времени следовало раздувать (собственно, для этого и служили дырочки в стенках). Даже такой усовершенствованный утюг оставался тяжёлым, громоздким и требовал от гладильщицы большого мастерства, чтобы ненароком не попортить ткань.
Пока горожанки мучились с утюгами, в деревне, как и раньше, для разглаживания ткани использовали рубель. Рубе́ль (в некоторых регионах его называли «ребрак» или «качулка рубчатая») — длинная и узкая деревянная доска с вырубленными поперечными скруглёнными желобками (от них, точнее, от глагола «вырубать», и произошло название этого инструмента). Рубель в домашнем крестьянском обиходе использовался для глажения белья. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем. Понятно, что такая обработка годилась только для прочных и грубоватых домотканых материй из льна, шерсти или конопляного волокна – тонкие ценные ткани попросту не выдержали бы подобного обращения, поэтому со времён Петра I рубель полностью вышел из употребления в городах, сохранившись только в крестьянском быту.
Рубели изготавливали из древесины твёрдых пород, снабжая их цельнотёсанной ручкой. Нерабочая поверхность рубеля оставалась гладкой или украшалась затейливой резьбой. В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубели, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень предпочитали широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объёмная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой. Рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.
С появлением более совершенных моделей утюга, чугунно-угольные «мастодонты» вышли из городского обихода, сохранившись только в деревнях, где некоторое время соседствовали с рубелем и кое-где были в употреблении ещё во второй половине XX века.
В экспозиции народного творчества мирно соседствуют друг с другом рубель и чугунный утюг «на угольном жару», верой и правдой служившие когда-то пензенским крестьянкам.