Рубрика «История музея в лицах»
Музей народного творчества продолжает рубрику «История музея в лицах», посвящённую мастерам народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства, в разные годы сотрудничавшим с музеем и отмечающим свою юбилейную дату в текущем году.
Сегодня, 20 декабря, исполняется 100 лет со дня рождения вышивальщицы Ларисы Ивановны Пономаренко (1924-2006). Лариса Ивановна – представительница славного поколения «светлокосых солдат» Великой Отечественной войны, совсем юной девушкой ушла на фронт медсестрой. Где-то на фронтовых дорогах ей повезло встретить своё женское счастье, и после окончания войны она вместе с мужем-офицером много ездила по стране – военные и их семьи всегда жили по принципу «мой адрес – Советский Союз». Но творческая искра и чисто женское стремление украсить свой быт проявились даже в условиях непростой кочевой жизни. И сначала на гарнизонных выставках, а затем и на городских выставках в Самаре, Чебоксарах и Пензе начали появляться замечательные вышивки Людмилы Ивановны. Мастерица освоила, возможно, самую сложную технику вышивания – цветную или художественную гладь, в которой каждый стежок подобен штриху цветного карандаша. Такая работа требует исключительного терпения, аккуратности, идеального глазомера и чувства цвета, не говоря уж о высочайшем уровне художественного таланта. А ведь Людмила Ивановна создавала в этой технике самые настоящие картины, в которых только вблизи можно опознать вышивку!
Хранящаяся в музее народного творчества работа Л.И. Пономаренко – выдающийся образец искусства вышивания. В овале, не превосходящем размерами человеческую ладонь, мастерица запечатлела летний пейзаж. Это небольшой кусочек природы – лазурная гладь спокойной реки, синева леса на противоположном берегу, летнее небо, чуть подёрнутое лёгкими облачками, на переднем плане – ветви и стволы деревьев. Тонкость работы, безупречный подбор цветовых оттенков, спокойная естественность изображённой картины производит неизгладимое впечатление даже на людей, далёких от народного творчества.