• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

Рубрика «История одного экспоната: коломенский патефон»

Рубрика «История одного экспоната: коломенский патефон»

Патефон (фр. Pathéphone) — переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. Изобретен он был в 1913 году, первые такие аппараты тогда были выпущены английской фирмой «Decca». Предназначались они изначально для армии, но очень быстро получили самое широкое распространение.

Используемое в России название «патефон» происходит от наименования фирмы-производителя «Патэ», наладившей поставки этих устройств в нашу страну. В 1930-х – 1950-х годах патефоны были особенно популярны. Их слушали и дома, и в городских парках. Под хриплые звуки выставленного в окно патефона танцевали порой все собравшиеся во дворе. Патефон можно с полным правом назвать одним из символов той эпохи.

Пензенский краеведческий музей обладает довольно интересной коллекция патефонов. Один из них — Коломенский патефон 1937 года выпуска.

Производство патефонов в Коломне началось в 1933 году, когда здесь появился патефонный завод; проектная мощность предприятия составила 250 тысяч аппаратов в год. По распоряжению Государственного треста граммофонно-пластиночной промышленности работать сюда приехали крупные специалисты граммофонного производства – М.Г. Момод и Б.Н. Хитев.

Сборка первой партии патефонов завершилась в канун 1 мая 1934 года. Собраны были тогда первые 10 патефонов. К концу 1934 года было изготовлено только 242 аппарата, на следующий же год их выпуск составил уже 35 тысяч штук, в 1936 г. – 148 тысяч, а с 1938 г. со сборки ежесуточно сходила тысяча патефонов. Лозунг «Даешь 1000 патефонов в сутки!», принятый однажды на одном из собраний коллектива таким образом был воплощен в реальность. Коломенские патефоны обладали высоким качеством. Не случайно именно они в 1937 г. экспонировались на всемирной выставке в Париже.

К 50-м годам эпоха патефонов подошла к концу. На смену ему пришёл сначала электрофон, потом катушечный магнитофон, затем кассетный. Но даже сейчас в эпоху распространения цифровых носителей немало любителей старины возвращает вторую жизнь «музыкальным центрам» предвоенной эпохи.

Рубрика подготовлена совместно с Дмитрием Кавунским. Использованы материалы сайта музея «Коломенский патефон».

РВИО