• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00 (касса до 16.30)
  • Выходной: Понедельник

Рубрика «Музейный экспонат»

Рубрика «Музейный экспонат»

Многие, кому довелось своими глазами понаблюдать за работой резчика по дереву, убеждены, что для этого искусства пригодны только ровные, аккуратные куски дерева, всего лучше – липы, хотя и садовые деревья тоже сгодятся.

Действительно, такой беспроблемный материал удобен для резчика, и из него изготавливают множество красивых, интересных, самобытных и даже уникальных и высокохудожественных изделий. Но совсем другое мастерство нужно, чтобы создать деревянную скульптуру из корней поваленного ветром дерева, причудливого пня или просто куска ствола с необычно торчащим сучком, как делал это пензенский скульптор Роман Фёдорович Кочурин.

Скульптура «Лиса и виноград», едва появившись в экспозиции музея народного творчества, привлекла к себе внимание посетителей. С необычайной живостью и мягким юмором скульптор изобразил, как рыжая плутовка, припав брюхом к земле и почти вертикально задрав кверху мордочку, с вожделением смотрит на спелые виноградные гроздья, разве что не облизывается (у неё даже рот приоткрыт!). А как не восхищаться тем, что создана эта скульптура из настоящего «каприза природы» — древесного ствола, изогнутого почти под идеальным прямым углом! И ни о каких совмещениях и склейках даже речи не идёт – Роман Фёдорович принципиально не дополнял природные формы своего материала.

Рассказывая о скульптурах Р.Ф. Кочурина, экскурсоводы нередко подчёркивают, что каждая из них уникальна в силу того, что двух одинаковых коряг просто не существует в природе. В отношении «Лисы и винограда» это утверждение – вынужденное лукавство. Дело в том, что природа сделала мастеру, с увлечением разгадывавшему её выдумки, уникальный подарок – не один, а два древесных ствола почти одинаковой формы и толщины.

Эту редчайшую редкость Р.Ф. Кочурин употребил на создание диптиха по басням И.А. Крылова – парных скульптур «Лиса и виноград» и «Лиса и ворона». Две лисички-сестрички находились в личном собрании автора, после его смерти были переданы во временное хранение в никольский Музей стекла и хрусталя (в начале 2010-х годов даже экспонировались там), а позже были увезены наследниками Р.Ф. Кочурина в г. Тольятти.

Когда осенью 2018 года Правительство Пензенской области выкупило уникальное собрание и передало его в Пензенский краеведческий музей, «Лисы и вороны» среди скульптур уже не было. Хочется верить, что жизнь этого замечательного произведения Р.Ф. Кочурина где-то продолжается…

РВИО