Рубрика «Музейный экспонат»

Многие, кому довелось своими глазами понаблюдать за работой резчика по дереву, убеждены, что для этого искусства пригодны только ровные, аккуратные куски дерева, всего лучше – липы, хотя и садовые деревья тоже сгодятся.
Действительно, такой беспроблемный материал удобен для резчика, и из него изготавливают множество красивых, интересных, самобытных и даже уникальных и высокохудожественных изделий. Но совсем другое мастерство нужно, чтобы создать деревянную скульптуру из корней поваленного ветром дерева, причудливого пня или просто куска ствола с необычно торчащим сучком, как делал это пензенский скульптор Роман Фёдорович Кочурин.
Скульптура «Лиса и виноград», едва появившись в экспозиции музея народного творчества, привлекла к себе внимание посетителей. С необычайной живостью и мягким юмором скульптор изобразил, как рыжая плутовка, припав брюхом к земле и почти вертикально задрав кверху мордочку, с вожделением смотрит на спелые виноградные гроздья, разве что не облизывается (у неё даже рот приоткрыт!). А как не восхищаться тем, что создана эта скульптура из настоящего «каприза природы» — древесного ствола, изогнутого почти под идеальным прямым углом! И ни о каких совмещениях и склейках даже речи не идёт – Роман Фёдорович принципиально не дополнял природные формы своего материала.
Рассказывая о скульптурах Р.Ф. Кочурина, экскурсоводы нередко подчёркивают, что каждая из них уникальна в силу того, что двух одинаковых коряг просто не существует в природе. В отношении «Лисы и винограда» это утверждение – вынужденное лукавство. Дело в том, что природа сделала мастеру, с увлечением разгадывавшему её выдумки, уникальный подарок – не один, а два древесных ствола почти одинаковой формы и толщины.
Эту редчайшую редкость Р.Ф. Кочурин употребил на создание диптиха по басням И.А. Крылова – парных скульптур «Лиса и виноград» и «Лиса и ворона». Две лисички-сестрички находились в личном собрании автора, после его смерти были переданы во временное хранение в никольский Музей стекла и хрусталя (в начале 2010-х годов даже экспонировались там), а позже были увезены наследниками Р.Ф. Кочурина в г. Тольятти.
Когда осенью 2018 года Правительство Пензенской области выкупило уникальное собрание и передало его в Пензенский краеведческий музей, «Лисы и вороны» среди скульптур уже не было. Хочется верить, что жизнь этого замечательного произведения Р.Ф. Кочурина где-то продолжается…
