Рубрика «Музейный экспонат»

Имя В. Н. Гукова уже давно знакомо любителям народного искусства не только в Пензе, но и далеко за пределами Российской Федерации. При первом знакомстве с его творчеством некоторые люди испытывают недоумение: мужчина – и вдруг занимается лоскутками! Но ничего странного в таком увлечении нет, хотя бы потому, что деление видов декоративно-прикладного творчества на «мужские» и «женские» произошло сравнительно недавно – в последние 150-200 лет, и постепенно уходит в прошлое.
Ведь первостепенное значение в любом, в том числе и в народном искусстве имеет умение работать с тем или иным материалом, чувствовать его, раскрывать все его декоративные и изобразительные качества. А уж Владимир Николаевич свой материал чувствовал превосходно!
Для своих работ В.Н. Гуков выбрал редкую пока в нашей стране технику горячей лоскутной аппликации. Первые его работы были относительно простыми: детали изображения вырезались из ткани целиком и закреплялись на основе встык или с наложением друг на друга (совсем как в аппликациях, которые делают из цветной бумаги школьники). Но неугомонная натура творческого человека искала новые способы сделать лоскутное изображение более выразительным, интересным, живым.
Результатом этих поисков стало чудо, которому больше всего подходит название «лоскутная мозаика» или «лоскутная живопись»: картина буквально выкладывается из мелких лоскутков разноцветной ткани в несколько слоёв. Работа почти ювелирная, долгая, кропотливая. Её можно сравнить с работой художника, только вместо кисточки в руке у мастера пинцет, а красками служит мелко нарезанная ткань. И с помощью этих скромных средств Владимиру Николаевичу удавалось изобразить то, что тяжело передать даже живописцу: плавный неспешный полёт снежинок, шелест осенних листьев на ветру… Даже тонкие переходы цветовых оттенков и объёмность изображения, которых так сложно добиться в рукоделии, легко даётся мастеру.