Русская печь – гениальное изобретение наших предков
В сельском быту она была и источником тепла, и кормилицей всей семьи, и местом для сна, и даже подобием бани. Особенности устройства такой печи сделали необходимой кухонной утварью такие приспособления как ухват и хлебная лопата.
Без них невозможно представить «бабий кут» — часть избы, где женщины занимались стряпнёй. Ухват предназначался для того, чтобы ставить в печь и вынимать из неё горшки и чугуны со снедью. Разомкнутый железный обод прочно охватывал нижнюю часть посудины, а длинная прочная деревянная рукоять позволяла управляться с готовкой, не рискуя обжечься. Поднять с помощью ухвата немаленький горшок, наполненный щами или кашей, и переместить его на стол, не опрокинув, было самым настоящим искусством и требовало от женщины немалой сноровки, не говоря уж о физической силе.
Хлебная лопата обычно вытёсывалась целиком из одного брёвнышка и состояла из прямоугольной дощечки-лопасти, переходящей в длинную ручку. Лопасть делали максимально плоской и гладкой, чтобы удобно было сажать караваи в печь, а затем вынимать их оттуда.
Помимо своих практических функций, хлебная лопата и ухват имели в глазах русского крестьянина и мистическое значение. С одной стороны, на них ведьмы ездили на шабаши. С другой стороны, их использовали в обережных обрядах. Например, при опахивании села от моровой язвы, старух, проводящих сохой борозду вокруг села, сопровождала ватага девушек, оседлавших ухваты. Это шествие сопровождалось шумом и особыми песнями, призванными отпугнуть мор.
Хлебная лопата была необходима для того, чтобы позвать с собой верного помощника и хранителя крестьянской семьи – домового при переезде в новую избу. Глава семьи клал лопату на порог дома лопастью к печке и трижды с поклоном произносил: «Дедушка-домовой, выходи, пойдём домой!», а затем осторожно тащил лопату по земле до нового дома. Считалось, что домовой незримо едет на лопате, а оказавшись в новой избе, спешит под печку – обживать своё новое жильё.