Среди работ знаменитого абашевского гончара Тимофея Никитича Зоткина, представленных в Музее народного творчества, выделяется интерьерная скульптура «Городовой»
Это своеобразный кентавр наподобие каргопольского Полкана: из бычьего туловища вырастает фигура дореволюционного полицейского.
Городовой одет в мундир, на рогатой голове прочно сидит фуражка, на поясе – пистолет и кортик. Простоватое лицо с окладистой бородой и мясистым носом сияет благодушной улыбкой. И неудивительно – городовой уже успел где-то поживиться: в одной руке у него петушок, в другой – барашек.
Глядя на эту забавную скульптуру, высмеивающую «служителей порядка» Российской империи, трудно поверить, что нечто подобное могло появиться в эпоху царизма. Однако и до революции абашевские гончары умели выразить своё отношение к царской власти. «Городовой» из собрания Музея народного творчества – своего рода «младший брат» знаменитого «Коронованного барана», человеческое лицо которого с необычайной точностью повторяет внешность императора Александра III.
Городовые полицейские были главными притеснителями для крестьян, приезжавших в город на ярмарку или на заработки. Не имея возможности найти управу на своих обидчиков, крестьяне сделали своим оружием едкий народный юмор.
Отношение простонародья к российским императорам и их слугам нашло отражение в фольклоре и художественном творчестве, превратившись в одну из традиций самобытного народного искусства. Именно эту традицию ярко воплощает весёлый зоткинский «Городовой».