Старинные женские головные уборы из села Канаевка в фондах Пензенского краеведческого музея
В 1927 году в Пензенский краеведческий музей поступили старинные женские головные уборы из русского села Канаевка (Городищенского уезда Пензенской губернии, ныне Городищенского района Пензенской области). В то время жительницы села их уже не носили, а просто хранили в сундуках; поэтому неизвестно, как их называли в Канаевке – кокошниками, или было какое-то другое местное название.
Записи в книге поступлений музея гласят: «Женский головной убор».
Нарядные головные уборы с жесткой основой– кокошники – известны во многих местностях России. Русские кокошники, распространенные на огромной территории, были разной формы, изготавливались из разных материалов (ткань, золотные нити, а в северных губерниях также речной жемчуг и перламутр), носили их обычно молодые замужние женщины (крестьянки, купчихи, а до XVIII века и дворянки), но иногда и женщины старшего возраста. Кстати, на известной картине М. Шибанова «Крестьянский обед» изображена женщина в похожем на наш головном уборе – она подаёт на стол.
Картина написана в 1774 году и «представляет суздалской провинции крестьян» (жителей Владимирской губернии). Канаевка в начале XVIII столетия принадлежала Саввино – Сторожевскому монастырю и некоторые из её жителей были выходцами из Звенигородской провинции (уезда) Московской губернии; возможно, кокошники бытовали в части села, заселённой ими (к сожалению, информация об этом не сохранилась).
Головные уборы жительниц Канаевки представляют собой мягкие шапочки на подкладке из домотканой ткани, покрытые сверху нарядной фабричной тканью; главное их украшение – очелье в форме дуги, покрытое золотной вышивкой. Для жесткости очелья подшиты с изнанки берестой.
Один из кокошников покрыт сохранившейся тканью XVIII века, на другом сохранилась только подкладка из окрашенного в синий цвет холста – верхней тканью был тонкий шелк, от которого остались лишь маленькие фрагменты по краям (натуральный шелк – красивая, но очень нестойкая ткань). Еще один головной убор, много поколений переходивший по наследству от матери к дочери, дошел до нас покрытым тканью второй половины XIX века – узорным красным ситцем.
При этом основные части, золотные очелья, сохранялись со старины. Вышиты они золотными (металлическими, не драгоценными, спряденными с обычной ниткой) нитями «в прикреп» (то есть орнамент создан тонкими прочными нитями прикрепа, прижимающими натянутые золотные нити к основе, но также обыгрывается и изменение направления золотных нитей).
Вышитые в такой технике изделия изготавливались профессиональными мастерицами, они стоили дорого, к тому же покрывались дорогостоящей тканью, поэтому и сохранялись в семьях не один век. Сейчас можно только представить, как красиво и благородно выглядели в те времена канаевские женщины, собравшиеся в храме в праздничный день или на семейных торжествах! На одинаковых по форме головных уборах вышивка очелий и дорогая ткань были разными, блестели серьги и шейные украшения, металлические пуговицы на косоклинных сарафанах.
Но с течением времени крестьянский костюм менялся, хотя и не так быстро, как городской; золотная вышивка уступала место ярким фабричным тканям, которые со второй половины XIX века стали доступны небогатым людям. К ХХ веку старинные головные уборы повсеместно вышли из моды, они заменялись нарядными платками. В Канаевке замужние женщины носили под платками повойники, полностью скрытые от глаз и не имеющие нарядных очелий; только лишь во время и после свадьбы молодые женщины надевали на повойник более сложный головной убор «наклонник», похожий на старинные большие кокошники другого типа, но тоже скрытый под платком. К счастью, сохраненные кем-то старинные предметы вовремя попали в музей, иначе мы никогда уже не смогли бы увидеть их.
Благодарим А.Ю Нугаева за профессиональные фотографии головных уборов!
Материал подготовил хранитель музейных предметов Пензенского краеведческого музея Ольга Дубравина.