• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

В экспозиции Музея народного творчества представлены уникальные сервизы работы Т.Н. Зоткина, созданные в качестве эталонов для Беднодемьяновской керамической фабрики

В экспозиции Музея народного творчества представлены уникальные сервизы работы Т.Н. Зоткина, созданные в качестве эталонов для Беднодемьяновской керамической фабрики

Несмотря на то, что слово «сервиз» французского происхождения, родиной таких наборов посуды является Китай. Есть мнение, что комплекты посуды, рассчитанные на определённое количество человек и имеющие единое художественное оформление, появились там в начале XIV века, после того, как местные мастера научились изготовлять тонкий фарфор.

Однако самый древний сервиз (рассчитанный, правда, всего на одну персону) был изготовлен гораздо раньше. Археологи обнаружили его в гробнице китайской аристократки, скончавшейся во 2 веке до нашей эры. В отличие от более поздних керамических изделий, этот набор столовой посуды, выточенной из дерева и расписанной чёрным и красным китайским лаком, дошёл до нас в полном составе и в идеальной сохранности.

Благодаря торговле с Востоком и огромной популярности фарфора, начиная с эпохи Возрождения сервизы «завоевали» Европу, став неотъемлемой частью придворной и аристократической культуры на несколько столетий. Помимо хорошо знакомых нам столовых, чайных и кофейных сервизов, в ходу были сервизы десертные, банкетные, винные, для горячего шоколада, для завтрака, чайно-кофейные… В состав парадных сервизов, украшавших праздничные столы королевских и императорских дворцов, наряду с собственно посудой входили подсвечники, вазы для цветов, скульптурные украшения, щипцы для снятия нагара со свечей. Создавалось всё это великолепие, как правило, из лучшего фарфора, а в особых случаях – из серебра. Впрочем, и высококачественный английский фаянс был в почёте у европейской аристократии.

В Россию сервизы как атрибут европейской культуры пришли в эпоху петровских реформ и достаточно быстро прижились на новой почве (особенно этому помогло создание отечественного фарфорового производства, заметно удешевившее фарфоровую посуду), подстроились под традиции русского застолья. В советское время сервиз был неотъемлемым признаком интеллигентной семьи, домашнего благосостояния, желанным подарком на свадьбу. Особенным шиком было иметь всю «триаду» сервизов – столовый, чайный и кофейный. Неудивительно, что мастера народных художественных промыслов с удовольствием создавали и продолжают создавать сервизы и столовые наборы с неповторимым русским колоритом.

В экспозиции Музея народного творчества представлены уникальные сервизы работы Т.Н. Зоткина, созданные в качестве эталонов для Беднодемьяновской керамической фабрики. Украшенные лепным орнаментом и крохотными фигурками животных и птиц, покрытые традиционными абашевскими глазурями, они создают неповторимое ощущение уюта, теплоты и гостеприимства. К сожалению, смерть мастера и социально-политические потрясения 1990-х годов помешали запуску этих замечательных изделий в массовое производство.

РВИО