В музее народного творчества начала работать выставка «Не только цветочница»
На ней представлены вазы из фондового собрания, выполненные в разных материалах и техниках.
Если верить словарным источникам, то ваза – это «сосуд, предназначенный для практического применения, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов».
«Практическое применение» вазы в наше время заключается в том, что в неё ставят цветы для украшения интерьера. Однако слово «ваза» происходит от латинского “vas”, которое означает «сосуд, посуда».
Именно поэтому все античные сосуды из глины и стекла принято называть вазами, хотя назначение их было сугубо бытовым (хранение вина и растительного масла, сосуд для переноски воды, подача напитков к столу). А вот ваз для цветов в то время не было вовсе – в античном мире не полагалось держать в доме букеты цветов. Только значительно позже, уже в эпоху Возрождения, европейские мастера начали создавать сосуды-цветочники, подражающие формой древней керамике. Особым же шиком считалось держать цветы в подлинном античном сосуде; позволить себе такое могли очень немногие, ведь древнегреческая керамика редко извлекается из земли неповреждённой, а способов качественной её реставрации в то время не существовало. Тогда же европейцы познакомились с китайским искусством, для которого были характерны различные формы ваз, как цветочных, так и декоративных, и даже культовых (в буддизме парные вазы являются важной частью убранства храмового алтаря).
Ваза – предмет домашней утвари, с лёгкостью приспосабливающийся к веяниям времени, к моде, к материалу и стилю декорирования.
На выставке «Не только цветочница» представлены вазы, созданные пензенскими мастерами разных видов декоративно-прикладного искусства. Здесь есть и стеклянные вазы-кубки с сюжетным декором, и выточенные из дерева декоративные вазы с пропильной резьбой, и даже ваза, декорированная в стиле хохломской росписи. И, конечно же, во всём разнообразии представлены вазы для цветов – керамические, стеклянные, глазурованные, отделанные алмазной гранью, в равной мере способные стать вместилищем изысканного букета или украсить интерьер самостоятельно.