• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

В музее народного творчества начала работать выставка пензенских вышитых изделий

В музее народного творчества начала работать выставка пензенских вышитых изделий

Вышивка – одно из древнейших женских рукоделий. Большинство упоминаний об узорных тканях в произведениях античных авторов относится именно к вышитым изделиям.

Вышивки не только украшали одежду, но и становились произведениями искусства, масштабы которых поражают даже сейчас. В эпоху Возрождения невиданной популярностью пользовались одежды из ткани, сплошь покрытой вышивкой. На Руси вышивка издревле была не только украшением одежды, но и своего рода талисманом, способным защитить от злых сил и даровать счастье и благополучие.

Подобное отношение к этому рукоделию сохранились и после принятия христианства – в народной вышивке древняя языческая символика прослеживается вплоть до 20 века.

По традиции русские крестьянки занимались вышиванием весной, перед началом полевых работ, когда удлинялся световой день и было достаточно тепло, чтобы сидеть с вышиванием на крыльце – в тёмной избе невозможно чисто перевести на полотно по счёту нитей сложный орнамент, а качество вышивки потом будет оцениваться всеми. Настоящим расцветом искусства вышивания можно назвать 18 и 19 века. Умение вышивать в это время стало обязательным для каждой женщины, независимо от её сословной принадлежности. Кстати, немало поспособствовала популяризации вышивки среди аристократок императрица Екатерина II – большая любительница вышивания; по свидетельствам современников, даже самые важные государственные дела она нередко решала, сидя за пяльцами. Появлялись новые техники вышивки, совершенствовались старые. Вышитым узором украшали не только предметы одежды, но и столовое и постельное бельё, матерчатые обложки книг, книжные закладки, кошельки, сумочки, кисеты… Особым шиком считалось иметь столик для рукоделия, украшенный собственноручно исполненной вышивкой, вделанной под стекло в центре столешницы. А вершиной вышивального искусства были (да и остаются по сей день) изделия с двусторонним рисунком, в которых лицевая и изнаночная сторона не отличаются друг от друга.
Многообразие техник вышивки, известных русским мастерицам, очень велико. Традиционными на Руси были так называемые счётные швы, в которых стежки выполняются по счёту нитей в полотне.

Основой большинства вышивок были швы «крест», «полукрест» и всевозможные линейные швы. Но даже с таким скромным набором швов женщины умудрялись создавать на одежде сложные и интересные орнаменты, причём не только геометрические, но и растительные, и включающие в себя стилизованные изображения животных и людей.

Гораздо более изысканным и технически сложным швом была гладь. В допетровскую эпоху эту технику вышивки называли «лицевым шитьём». Она была столь трудоёмкой, что практически не использовалась для светских изделий – в технике «лицевого шитья» создавались различные предметы церковного обихода.

Вышивальщицы наносили на ткань изображения святых и евангельские сцены, причём к вышиванию лиц допускались только самые опытные и талантливые мастерицы. После петровских реформ гладьевая вышивка обрела популярность и за пределами монастырей – женщины из разных сословий с удовольствием вышивали гладью цветочные композиции, изображения животных, людей и даже целые сценки.

Если для средневековых мастериц рисунки вышивки составляли иконописцы-«знаменщики», то в 19 веке рисунки для гладьевых изделий создавали известные художники.

На выставке представлены изделия с вышивкой крестом и гладью, дополненной отделкой из вязаного кружева.

РВИО