В музее народного творчества начала работать выставка вышитых изделий «Изысканные женские досуги»
На Руси вышитые узоры на одежде и предметах быта издревле были не только украшением, но и своего рода талисманом, способным защитить от злых сил и даровать счастье и благополучие. Настоящим расцветом искусства вышивания в нашей стране можно назвать XIII и XIX века.
Умение вышивать в это время стало обязательным для каждой женщины, независимо от её сословной принадлежности. Немало поспособствовала популяризации вышивки среди аристократок императрица Екатерина II – большая любительница вышивания; по свидетельствам современников, даже самые важные государственные дела она нередко решала, сидя за пяльцами. Появлялись новые техники вышивки, совершенствовались старые. Вышитым узором украшали не только предметы одежды, но и столовое и постельное бельё, матерчатые обложки книг, книжные закладки, кошельки, сумочки, кисеты… Вершиной вышивального искусства были (да и остаются по сей день) изделия с двусторонним рисунком, в которых лицевая и изнаночная сторона не отличаются друг от друга.
Многообразие техник вышивки, известных русским мастерицам, очень велико. Традиционными на Руси были так называемые счётные швы, в которых стежки выполняются по счёту нитей в полотне. Основой большинства вышивок были швы «крест», «полукрест» и всевозможные линейные швы. Но даже с таким скромным набором швов женщины умудрялись создавать сложные и интересные орнаменты, причём не только геометрические, но и растительные, и включающие в себя стилизованные изображения животных и людей.
Гораздо более изысканным и технически сложным швом была гладь. В допетровскую эпоху эту технику вышивки называли «лицевым шитьём». Она была столь трудоёмкой, что практически не использовалась для светских изделий – в технике «лицевого шитья» создавались различные предметы церковного обихода. После петровских реформ гладьевая вышивка обрела популярность и за пределами монастырей – женщины из разных сословий с удовольствием вышивали гладью цветочные композиции, изображения животных, людей и даже целые сценки. Если для средневековых мастериц рисунки вышивки составляли иконописцы-«знаменщики», то в 19 веке рисунки для гладьевых изделий создавали известные художники. Необыкновенная популярность цветной, или художественной, глади в нашей стране стало для некоторых знатоков вышивки поводом объявить эту технику изобретением русских мастериц.
На выставке «Изысканные женские досуги» представлены работы пензенских вышивальщиц Веры Васильевны и Валентины Сергеевны Серёгиных, хранящиеся в фондах нашего музея.