• г. Пенза, ул. Красная, 73
  • 56-34-14 Администрация
  • 56-55-20 Касса
  • Режим работы: с 10.00 до 17.00
  • Выходной: ПН, ВТ

В.О. Ключевский – профессор Московской духовной академии (к 150-летию начала преподавательской деятельности в МДА)

В.О. Ключевский – профессор Московской духовной академии (к 150-летию начала преподавательской деятельности в МДА)

Выдающийся русский историк, академик В.О. Ключевский был выходцем из духовного сословия. Так же как и его предки, служившие в различных приходах Пензенской губернии, он должен был продолжить семейную традицию – стать священником (в 50-х годах XIX в. Василий Ключевский учился в Пензенском духовном училище и духовной семинарии).

Но не удалось молодому семинаристу послужить на духовной ниве. Ключевский, не закончив Пензенскую духовную семинарию, поступил в Московский университет, чтобы стать историком. Однако связь с духовной средой не прерывалась у Василия Осиповича до конца жизни. Закончив в 1866 году университет, молодой ученый был оставлен на кафедре истории и вплотную занялся работой над магистерской диссертацией «Древнерусские жития святых как исторический источник». Первые научные труды В.О. Ключевского также носили церковно-исторический характер: «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае», «Новые исследования по истории древнерусских монастырей», «Сказания о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери» и другие.

Московская духовная академия
Московская духовная академия

Более 40 лет В.О. Ключевский отдал научно-педагогической деятельности в стенах высших учебных заведений Москвы. Среди них выделялись два учебных заведения, где он проработал более 30 лет. Это Московский университет и Московская духовная академия, причем в академии его стаж на 6 лет больше. Здесь профессор читал лекции до 1906 года.

Акт об избрании на должность приват-доцента Московской духовной академии В.О. Ключевского.
Акт об избрании на должность приват-доцента Московской духовной академии В.О. Ключевского.

Защитив 8 июня 1871 года в качестве диссертации свой кандидатский труд «Сказания иностранцев о Московском государстве», Василий Осипович на следующий день был избран советом Московской духовной академии на должность приват-доцента и стал числиться там на службе. А после того, как 26 января 1872 года защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник», он был избран доцентом академии. Лекции в духовной академии, которая располагалась в Сергиевом Посаде, Ключевский читал по понедельникам и вторникам. По воспоминаниям М.А. Голубцовой (дочери профессора МДА А.П. Голубцова, близкого друга В.О. Ключевского), «… останавливался он всегда в старой Лаврской гостинице, № 32, где очень хорошо изучили его вкусы за 35 лет. Ключевский читал русскую гражданскую историю 1 и 2 курсам, но к нему сходилась чуть ли не вся академия, так что читавшие с ним одновременно профессора жаловались на пустоту своих аудиторий»Существует множество воспоминаний, как Ключевский читал свои лекции. Вот одно из них:

«Небольшого роста, весь щупленький, невзрачный, близорукий, с сильными очками на быстрых глазах; без манер, без изящества, Василий Осипович был бесподобен на кафедре, окруженный всегда массою слушателей, собравшихся с разных курсов и отделений. Видимо для всех тут же на кафедре он и творил свои рассказы по истории, свои незабвенные характеристики исторических лиц: были и живопись, и лепка, и скульптура. Написанное в тетрадке было только общей канвой, и творческая мысль профессора с удивительным искусством вышивала наглядные, исторически достоверные узоры. В живых отчетливых образах и картинах, нарисованных Василием Осиповичем, проходили перед нами бывшие цари, митрополиты, патриархи, полководцы, бояре, дьяки, крестьяне и холопы в различных положениях и отношениях жизни. Многочисленная аудитория в иные моменты просто не дышала, вся превратившись в сплошное внимание настолько, что ничтожный шорох неприятно раздражал нервы. Тихий шепот Василия Осиповича, передававшего чью-нибудь типичную фразу, успевали уловить сидевшие на задних скамьях. То вся она переживала боль в сердце своем, то готова была издать общий крик негодования, то вдруг разражалась единодушным неудержимым смехом. Но … менялись тоны и малейшие нюансы в голосе профессора, и слушатели моментально застывали в непосредственных своих чувствах и снова впивались жадными очами и ушами в своего чудного учителя-философа, психолога, художника, чародея».

В.О. Ключевский получил полную и справедливую оценку своих заслуг. Талант и труд высоко вознесли профессора в ученом мире. В 1897 году по службе в Московской духовной академии Василий Осипович получил звание заслуженного ординарного профессора. А 10 апреля 1907 года был утвержден Святейшим Синодом в звании почетного члена духовной академии.

Василий Осипович Ключевский среди преподавателей Московской духовной академии.
Василий Осипович Ключевский среди преподавателей Московской духовной академии.

«Не будучи питомцем академии, войдя в нее со стороны, — свидетельствовала корпорация Московской духовной академии на одном из юбилеев Ключевского, — Василий Осипович, попав в родную с детства среду, внес в академию новую стихию – свои необычные дарования, воспитанные иной школой: широкое образование, смелость критической мысли, отвагу научных построений, а главное — беспристрастие исследователя, вскрывающего не только труды, славу и добро деятелей прошлого, но и грехи, и темные деяния, и великие исторические неправды».

А ученик В.О. Ключевского по академии С.С. Глаголев высказался о своем учителе еще определеннее: «Никто не сомневался, что Ключевский не повторится. Другого Ключевского не будет».

Материал подготовлен сотрудниками музея В.О. Ключевского.

РВИО