Жизнь под знаком искусства
Среди признанных мастеров абашевской керамики имя Евгения Валентиновича Соловьёва (1948-2017) по праву стоит рядом с именем его учителя, знаменитого керамиста Тимофея Никитича Зоткина. Вслед за ним Евгений Валентинович посвятил свою жизнь сохранению, развитию и популяризации старинного пензенского промысла.
Е.В. Соловьёв родился 7 октября 1948 года в селе Сушенцы Кировской области. В 1973 году поступил в Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого на скульптурное отделение.
С этого времени его жизнь оказалась неразрывно связана с Пензенским краем и его богатейшими культурными традициями. Сейчас уже невозможно сказать, кому в 1977 году пришла мысль направить талантливого молодого керамиста в село Абашево, в ученики к Т.Н. Зоткину, но это решение оказалось судьбоносным и для истории абашевского промысла, и для Евгения Валентиновича. Около трёх лет он постигал премудрости старинного ремесла под руководством самого талантливого абашевского мастера 20-го столетия, перенимал стиль абашевской пластики. Как и любой по-настоящему одарённый творческий человек, усвоив приёмы абашевской школы и придерживаясь традиционного абашевского стиля, выработал свой уникальный творческий почерк. Т.Н. Зоткин, сам неутомимый экспериментатор и выдумщик, поощрял творческую фантазию ученика. Позже Е.В. Соловьёв уже и сам помогал учителю обучать молодых керамистов. Среди его первых учеников была пензячка Татьяна Евгеньевна, в лице которой молодой мастер обрёл жену и единомышленника во всех своих творческих начинаниях.
В 1986 году в Пензе на базе художественных мастерских при Союзе художников была создана мастерская по изготовлению абашевской игрушки и гончарных изделий. Её руководителями и основными сотрудниками стали супруги Соловьёвы. Этой мастерской Евгений Валентинович посвятил всю свою дальнейшую жизнь. Здесь из его рук выходили и традиционные абашевские свистульки, и гончарная посуда, и уникальные авторские изделия, и работы, причудливо соединившие в себе абашевскую традицию с творческой фантазией мастера.
Круг художественных интересов Е. В. Соловьёва был очень широк. Наряду с характерной для абашевского промысла игрушкой-свистулькой мастер создавал гончарную посуду в разных техниках, вслед за своим учителем Т.Н. Зоткиным изготовил большое количество интерьерной скульптуры, повторяющей формы традиционной абашевской пластики, освоил технику создания чёрнолощёной керамики, экспериментировал с изделиями из разноцветных глин. По примеру гончаров прошлого, он нередко использовал для декорирования своих крупных работ цветные глазури, отличающиеся в его исполнении красотой цвета и нежностью цветовых переходов между оттенками. Изучая народную керамику из других регионов нашей страны, Е.В. Соловьёв смело перерабатывал понравившиеся ему сюжеты, придавая им легко узнаваемый абашевский облик. Одно из оригинальных новшеств, созданных им – гончарные свистульки, выполненные в виде миниатюрных чайничков. Нередко такие чайнички «посажены» один на другой по 3-5 штук – мал мала меньше, и у каждого свой «голос», так что на такой свистульке можно исполнить нехитрую мелодию.
Талант и трудолюбие мастера были замечены и оценены по достоинству. В 1988 году Евгению Валентиновичу Соловьёву было заслуженно присвоено звание «Народный мастер». Позже, в 2001 году, он стал членом Союза художников Российской Федерации. Его работы многократно экспонировались на всероссийских, региональных и зональных выставках, на различных фестивалях и конкурсах. Автора награждали почётными грамотами, дипломами, ценными подарками.
Е.В. Соловьёв много лет активно сотрудничал с музеем народного творчества. В фондовом собрании бережно хранится коллекция его работ – гончарная посуда и игрушка, абашевская игрушка-свистулька, декоративные вазы, крупные скульптуры животных и птиц.
Евгения Валентиновича Соловьёва не стало 12 октября 2017 года. Что оставляет после себя человек, уходя из жизни? Зависит только от того, как он эту жизнь прожил.
Жизнь Е.В. Соловьёва прошла под знаком народного искусства, ставшего для мастера и призванием, и профессией. Его наследие – это множество прекрасных керамических изделий, хранящихся в музейных и частных собраниях, это добрая память многих людей о талантливом человеке, наполнявшем мир теплотой рукотворной красоты.
И, конечно же, это ученики, нашедшие стараниями мастера свой путь в жизни и искусстве. Сейчас многие из них, начиная со вдовы Евгения Валентиновича, Татьяны Евгеньевны Соловьёвой, продолжают дело своего учителя по сохранению и развитию абашевского керамического промысла.
Материал подготовлен сотрудниками музея народного творчества.